17 сентября в театре Модерн состоится премьера спектакля Юрия Грымова «Человек с глазами Моцарта». Выход премьеры планировался ко дню 75-летия Великой Победы, но пандемия к сожалению сорвала эти планы.
Юрий Грымов не случайно обратился к пьесе Марины Сулчани. В ней нет представления о войне, как о захватывающем приключении, нет бравирования нашей великой победой. Война здесь представлена как страшное бедствие, разрушающее и ломающее жизни людей. «Сейчас все очень боятся напугать зрителя серьёзными фильмами о войне, боятся уронить рейтинги. Я за честное кино, за честный рассказ о войне»,- говорит режиссер.
Действие спектакля охватывает первые месяцы Великой Отечественной Войны. Никто из героев пьесы еще не знает о ее ужасах. А в зале находится зритель, который понимает, что будет дальше: четыре страшных кровопролитных и голодных года, победа, доставшаяся бесконечно высокой ценой. А пока на сцене перед нами три светлых лица, на которых еще нет печати ужаса и страданий. Душой они еще там, в своей мирной жизни, безвозвратно ушедшей. Перекрещенные лучи прожектора за окном для нас означают налет и бомбежку, а для Леси всего лишь хороший повод, чтобы пустить солнечного зайчика. Они еще не знают ни гестапо, ни концлагерей. Они только что-то предчувствуют, непонятную тревогу, о чем-то догадываются. Женщины проводили своих мужей и сыновей на фронт и теперь ждут их возвращения. А вместо них приходят немцы. На пороге дома, где живут три обычные женщины, появляется чужак, инопланетянин. Надежда, ее дочка Леся и сестра Марька замерли, не понимая, что делать, как себя вести. Оказывается, ужасный враг, фашистская сволочь – это живой человек, и у него есть имя, Курт Майер. Он катает детей на мотоцикле, кормит своими консервами и вообще ведёт себя вполне порядочно. А еще у него глаза Моцарта и его можно полюбить. Как это может соединяться в одном человеке? И совсем рядом такой знакомый и родной сосед, “колхозная морда”, служит фашистам, сжигает людей. Разве так может быть? Колдунья бабушка Катя за золотой крестик предсказывала всем живы их родные или нет, а тут вдруг выкупает на все заработанное золото 13 пленных. Учительница музыки из еврейского гетто Элеонора Иосифовна почему-то совершенно не обижается, когда Леся кидает в нее ком земли. И спокойно отряхивая с себя грязь просит передать Марьке: «Передай Маше, будет ей скрипка. Очень важно играть дальше. Просто продолжать играть. В то же самое время, изо дня в день». Война – это страшное испытание, которое выдерживают не все. Надежду держит только одно, мысль о возвращении Виктора. Но каждый новый день отбирает у нее эту надежду. И вместе с ней начинает таять и теряет связь с реальностью сама Надежда.
Напряжение в спектакле нарастает волнами. Более спокойные бытовые сцены сменяются жестокими картинами военной действительности. Ощущение нагнетания обстановки создают жесткий контровый свет, растущие тени, дым, в котором исчезают люди, огромные руки на стене в сцене с выкупом пленных.
Иногда создается впечатление, что мы в кино и камера берет крупный план. Мы подробно видим мимику, выражение лица. Каждая сцена похожа на сбалансированный кадр. Минимум декораций помогает сосредоточить внимание зрителя на главном. Создается впечатление, что движение актеров, их расположение на сцене единственно верное. Автор предлагает безошибочные сценографические решения.
Актеры играют очень убедительно, каждый очень органичен на своем месте. Немного не хватило Курта. Хотелось, чтобы больше раскрылась история его любви к Марьке, дать «крупный план».
Спектакль очень тяжелый. Вместе с тем, он будет полезен всем тем, кто никогда не был на войне. Это будет хорошей прививкой от идиотизма, то и дело возникающего в соцсетях под общим лозунгом «можем повторить». Приходите на спектакль, и вам точно не захочется повторять.
Рубрика: Культура. Метка: театр Модерн.