«Мы говорим, что у современного зрителя клиповое мышление. А что такое клиповое мышление? Событие-событие-событие. Так это же водевиль!»
Михаил Цитриняк
В бесконечном море творчества, разнообразии направлений, театр Вахтангова остается примером высочайшего уровня режиссуры, игры актеров, организации сценического пространства. В преддверии своего столетнего юбилея театр подарил своим зрителям чудесный водевиль «Соломенная шляпка». Пьесу Эжена Лабиша впервые поставили на этой сцене 80 лет назад. Спектакль сразу завоевал сердца зрителей и надолго вошел в репертуар театра. Время идёт, вкусы меняются. Неужели и сейчас могут быть интересны истории про пожилых ревнивых мужей и коварных красавиц, разбивающих сердца?
В начале спектакля на сцене появляются бравые гвардейцы и дружно раскручивают огромное сверкающее колесо. То ли это колесо фортуны, то ли старинная шарманка, разрисованная сельскими пейзажами в стиле Анри Руссо. По замыслу сценографа Марии Рыбасовой это вращение сразу погружает нас в атмосферу праздничного карнавала и запускает круговерть событий. Звучит старинная музыка и начинают двигаться и кружится фигурки: дамы в пышных платьях, кавалеры на механических лошадках, старинные напольные часы, стулья на ажурных ножках. Фигурки оживают и весёлая история, полная неожиданных поворотов, хитросплетений, каламбуров, песен и танцев начинает свой путь. И вот уже по кругу двигается свадебная процессия: жених Фадинар, невеста Элен, ее отец Нонакур и многочисленные родственники.
Находчивого пройдоху Фадинара всю дорогу сопровождают приключения. Сначала его лошадь съедает шляпку из итальянской соломки, и теперь ему просто необходимо найти точно такую же, иначе пострадает честь ее хозяйки. В поисках шляпки наш герой попадает в разные переделки, из которых всегда находит неожиданный выход.
В спектакле нет большого количества декораций. Каждая мизансцена обозначена буквально несколькими деталями: ширма, бюро, часы. Только самое необходимое. Все остальное дополняет свет и воображение зрителя. Зато платья, как будто пошитые для королевских особ, поражают вкусом и утонченностью стиля. Имя кутюрье от театра Вахтангова – Виктория Севрюкова.
В спектакле заняты заслуженные мастера сцены: Рубен Симонов, Олег Форостенко, Михаил Васьков. Они задают тон и демонстрируют высочайший уровень мастерства. Рядом с ними на сцену выходит среднее поколение и молодые актеры, для которых это счастливое сотворчество является самой лучшей школой. Здесь, как в хорошей семье, прекрасно уживаются опыт и молодость. Главное, чем наполняется молодые актеры, работая рядом со старшим поколением – это врожденная, не убиваемая интеллигентность, легкость и аристократизм подачи. Леонид Бичевин очень органично чувствует себя в роли Фадинара. Ему близки и дороги в этом спектакле «свобода, атмосфера влюбленности, брызги шампанского, скорость». Исполнительница роли Клары, Нонна Гришаева считает для себя подарком, «когда артист может себя проявить во всех качествах, со всех сторон — и петь, и танцевать, и играть в нашей любимой вахтанговской школе».
Спектакль играют 2 состава, и по выражению режиссера, оба первые. На пресс-показе у зрителей была возможность убедиться в этом. После спектакля мы увидели основные мизансцены в другом исполнении. И это было настолько интересно: две совершенно разные Клары, каждая по-своему хороша. Клара Нонны Гришаевой – тонкая и вкрадчивая. Клара Александры Стрельцовой – внушительная, властная с немецким акцентом и очень убедительная. Сразу становится понятно, почему Фадинар от нее когда-то сбежал. Две баронессы де Шампиньи, Лидия Вележева и Марина Есипенко раскрыли образ своего персонажа очень по-разному, свежо и с юмором. Если продолжать список хорошо, ярко сыгранных ролей, то придется перечислить всех актеров, занятых в спектакле.
Как заметил режиссер спектакля Михаил Цитриняк, «самое трудное — выпускать легкий жанр. Смешное-то у каждого свое». Главный результат – это впечатление зрителя. После спектакля остаётся радостное ощущение, чувство наполненности и естественности. Здесь всего в меру. Идеальные пропорции юмора, иронии, самоиронии. В спектакле создана замечательная атмосфера, где зритель чувствует себя в своей тарелке, на своем месте. От него не требуется быть философом или психологом, разбирающимся в потемках чужой души. Высокое мастерство превращает любое искусство в воздух. Им можно просто дышать. Без опаски. Водевиль жив. Приходите и наслаждайтесь!
Рубрика: Культура. Метка: театр Вахтангова.