В Еврейском музее и центре толерантности, который располагается в здании бывшего Бахметьевского автобусного гаража, 29 октября открылась выставка «Дом для машин». Она показывает эпоху 1920—1930-х годов сквозь призму истории московского гаража. «Дома для машин», спроектированные архитекторами-конструктивистами стали одним из символов советской довоенной архитектуры, вдохновлённой индустриальной эстетикой.
Но экспозиция не ограничивается архитектурными изысками, представленными в чертежах, эскизах и документах, но и рассказывает о судьбах людей той эпохи – Владимира Маяковского, Лили Брик, Виктора Шкловского, Льва Давидовича, Константина Мельникова.
Автомобильный транспорт представлен легковым Renault («реношкой», как говаривала автовладелица Лиля Брик) и продукцией советского автопрома первых пятилеток – автобусом ЗиС-8, седаном ГАЗ-А, грузовыми автомобилями и пожарной машиной. Архивные документы, исторические фотографии и художественные произведения предоставили для выставки Государственный музей архитектуры имени Щусева, Российская государственная библиотека, Музей Москвы, Музей Маяковского, Мультимедиа Арт Музей, ГМИИ имени Пушкина, Третьяковская галерея. В рамках выставки «Дом для машин» запланированы семейные экскурсии и лекционная программа.
На церемонии открытия выступили основатель и директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода, кураторы выставки Лия Чечик и Ольга Шурыгина.
Самый первый московский автобусный парк был построен в 1926 году на Большой Ордынке по проекту М.Приёмышева, но оказался неудобен для использования. Архитектор Константин Мельников заинтересовался проблемой размещения машин в гараже и придумал способ парковки, который позднее стали называть «прямоточной системой». В своих эскизах и чертежах архитектор обозначал её как «система Мельникова». Смысл этой практичной идеи — отказаться от разворотов и заднего хода машин, автобусы должны заезжать в гараж с одной стороны, а с другой выезжать.
В верхней части главного фасада Мельников поместил крупную рельефную надпись: «Сторона въездов», крупными римскими цифрами над воротами были обозначены номера рядов. Выезд из гаража осуществлялся через ворота, расположенные на заднем торцевом фасаде. Над четырьмя центральными воротами заднего фасада размещаются большие круглые окна, напоминающие иллюминаторы.
Внутреннее пространство гаража не имеет перегородок и решается по типу крытого манежа: на стальные колонны опираются продольные лёгкие фермы, несущие средние и боковые стропильные фермы, удерживающие кровлю площадью более 8500 квадратных метров. У западной и восточной стен здания были устроены две металлические винтовые лестницы, ведущие на мостики, которые позволяли осматривать автотранспорт сверху. Металлические конструкции возведены по проекту инженера Владимира Шухова.
Автобусы с Большой Ордынки переехали в новый гараж, которому был присвоен номер один. Самый крупный столичный парк к 1931 году не только обслуживал 177 автобусов, но и осуществлял их ремонт. В наши дни Бахметьевский гараж признан объектом культурного наследия.
Рубрика: Репортаж. Метки: Бахметьевский гараж, Еврейский музей, ретроавтомобили, вернисаж.