19.02.2021 18:15

«Привет от Бога». Спектакль «Я» в Театре на Юго-Западе

Театр на Юго-Западе использует тревожное время локдауна себе во благо – выпустил новую премьеру, спектакль в жанре «психодрамы», который поставил Максим Лакомкин по пьесе Антона Маркова «Я».

Тут хочется немного поговорить о «нижегородском следе», ведущем в Нижегородское театральное училище, которое закончили и Лакомкин, и Марков.

По крупицам собирая информацию об Антоне Маркове можно выяснить, что он «драматург, актер, поэт, музыкант». Его участие в литературных и драматургических конкурсах «Антибукер» и «Новая драма» зафиксировано, но победами не отмечено (Гришковец, Сигарев, Богаев там на первых местах), пару выложенных на Прозе.ру и в журнале «Самиздат» пьес можно прочитать, о романах, а он их тоже пишет, совсем немного есть на Ливлибе.

Что же до Максима Лакомкина, то выпустившись из училища с дипломом «артист театра кукол» и отработав три года на сцене нижегородского театра «Комедiя», в 25 лет он приезжает в Москву и начинает свой московский творческий взлёт с роли пингвина в Театре на Юго-Западе. Ровно перед локдауном он закончил режиссёрское отделение Щукинского, курс Погребничко, и в настоящее время срежиссировал и поставил три спектакля «Маленькие убийства» по Файфферу, «Циники» по Мариенгофу, и «Я».

За свой третий спектакль Лакомкин взялся не просто так – когда-то давно Максим сам играл в нём, ещё в Нижнем. Кстати, что очень интересно, нижегородского «Я» поставил Андрей Ярлыков, выпускник РАТИ, ученик легендарного основателя Театра на Юго-Западе Валерия Беляковича. Их пересечение, совместный сценический опыт, видимо, и подарили Максиму возможность попробовать на «вкус» фирменную юго-западную драматургию, и он как ракета-носитель, оставив свои ступени в Нижнем Новгороде, направился в Москву.

Спектакль «Я» был возрождён им на камерной сцене в АРТ-кафе, он выступил как режиссёр и сценограф, пригласив на три главные роли Егора Кучкарева (Я), Андрея Кудзина (Он), Алину Дмитриеву (Она) и на небольшую Дениса Шалаева (Некто). Бесконечно радостно наблюдать за тем, как творчески растут эти артисты, которые пребывали в театре в статусе «молодые начинающие», и как рождается новый яркий необычный спектакль.

О чем «Я»?

Если мы посмотрим на структуру личности, то у нас есть несколько наших частей. Между этими внутренними частями постоянно происходит конфликт, такая борьба субличностей. Все эти части личности нами бессознательно рулят, они даже имеют свои внутренние голоса. Собственно говоря, спектакль о дуализме человеческой сущности, порождающем конфликт в душе, но с помощью, которого можно решить свои внутренние противоречия и приблизиться к точному пониманию своей истинной сущности. Или не приблизиться, а наоборот уйти от себя, от своего предназначения.

Сложно?

Но спектакль ничего не усложняет и не открывает нового. Спектакль не являет вам пример правильного выбора или поведения. Зрители здесь просто наблюдатели над тем, как почти хирургически перед ними препарируется такое загадочное и метафизичное понятие как «душа».

Если до сих пор непонятно, тогда проще. Представьте себе человека, у которого за правым плечом стоит некто с крыльями, а кто-то нашёптывает лукавое за левым.

Трактовки образов и ассоциации у каждого персонифицированные, индивидуальные.

Кто перед нами, кто главный герой? – Поэт, писатель, да в принципе любой может быть на его месте. Поэтому у него отсутствует имя, он – это «Я», человек. «Я» — это начальная точка.

Очень тонкая, точная и эмоциональная игра актёров. Андрей Кудзин имел возможность красиво и по-актёрски богато развернуться в искушающем и опасном образе … тут вы можете сами поставить близкое и понятное лично вам определение – Бес-искуситель, Эгоизм, Гордыня и прочего из широкого ассортимента пороков слуг Дневного Дозора. Такой двойник с обратным знаком.

Алина Дмитриева сама пленяющая лиричность и самоотверженность, в ореоле манкой чувственной точёной красоты. «Она» – Ангел, Свет, Любовь, Возлюбленная, Талант. Егору Кучкарёву очень «по размеру» главная роль «Я». Нервный, тревожный, сомневающийся, что-то в нём есть моцартовское. Актёр безошибочно передал страх перед утратой таланта, страх одиночества, попытки противостоять тёмной стороне себя самого. Денису Шалаеву достался, пожалуй, совсем небольшой образ с именем Некто, но, хороший артист умеет использовать и краткие мгновения своего пребывания на сцене. Денису это удалось, все его выходы сопровождались введением в ступор.

Максим Лакомкин в спектакле задействует всем известный живой «юго-западный свет», цветные лучи-подсветку. Оригинальные стимпанковские осветительные приборы добавляют стиля в сценическое оформление сцены. Зеркальные потолки и стены усиливают игру цвета, света и тени, отражая актеров, увлекая зрительские глаза в бесконечность зазеркалья.

В этом спектакле есть что-то большее, чем просто отличная актёрская игра, интересная сценография и режиссёрская мысль. Камерное пространство АРТ-кафе ожило и задышало, время останавливалось, дыхание замедлялось, сердца бились от волнения, то есть налицо все признаки полного зрительского вовлечения. Стрелки часов не проверяла, но почему-то уверена, что они останавливались во время спектакля.

Лукавый Он роняет фразу: «Они (то есть мы, зрители) пришли не на тебя посмотреть, а о себе задуматься…».

Что же он прав, всем присутствующим на этом спектакле есть о чем задуматься. И зрители так соскучились по хорошим спектаклям.

Текст и фото: Наталья Анисимова

Рубрика: Культура. Метка: Театр на Юго-Западе.

Другие публикации