Первая встреча Юрия Бутусова с «Королем Лиром» произошла в 2006 году в театре «Сатирикон». Сейчас режиссер представляет новую версию великой трагедии на сцене театра им. Евгения Вахтангова. История, пересказанная Шекспиром, восходит к дохристианским временам. На старости лет король решает отойти от дел и разделить свое королевство между дочерями. Но перед этим властитель просит их сказать, как сильно они любят своего отца. Две дочери, соревнуясь в лести и красноречии, легко справляются с поставленной задачей, а вот третья, младшая и любимая, категорически отказывается участвовать в демонстрации показных чувств. Шекспир пускает историю по трагическому сценарию: отец в гневе лишает любимую дочь всего, а земли делит между остальными сестрами. Дальнейшие события раскрывают истинные намерения всех участников, но дать истории обратный ход уже невозможно. «Короля Лира» ставят вот уже 400 лет, и пьеса остается актуальной по сей день. Технический прогресс сделал жизнь намного комфортней, но не изменил человека изнутри. Жажда славы и богатства, насилие, лживость, лесть, вероломство и предательство по-прежнему в ходу.
Пьеса сама по себе наполнена трагическим звучанием и соединяет в себе разные пласты: сложные семейные отношения, конфликт поколений, ошибки властвующих особ, влекущие за собой страдания целых народов. Но, на мой взгляд, это не главное. На дела давно минувших дней, да и на сегодняшний день, политические разборки и дележку больших денег мы можем смотреть и рассуждать издалека, сидя на своей уютной кухне. Шекспир дает нам вместе с героями испить горькую чашу последствий своих ошибок. Он возвращает нам то, от чего мы бежим в жизни. Юрий Бутусов обладает способностью обострять чувства до предела, что в результате для нас делает позицию наблюдателя невозможной. Своей уникальной манерой работы с материалом режиссер ломает шаблонное восприятие пьесы, выводя зрителя на новый уровень остроты восприятия переживаний героев.
Спектакль наполнен символами. С самого начала, когда ничто не предвещает беды, на сцене присутствует пепелище. Это пепел надежд короля Лира. Еще ничего не произошло, но намерение проникло в будущее и карта королевства уже превратилась в пепелище, будущее уже обращено в прах. Разочарованные персонажи с горечью пинают его во все стороны. Кажется, что следующая порция пепла будет адресована зрительному залу.
В своем комментарии к спектаклю Юрий Бутусов говорит, что наступает «время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых «звуков», «смыслов», новая Буря…». Буря в спектакле играет огромную роль. Задача Бури в спектакле — стереть все ложное, отмыть от грязи отношения, а с лиц сорвать приросшие маски. Она переворачивается все устои, понятия о добре и зле, не оставляет надежной опоры ни в общественном устройстве, ни в семейных отношениях. Техническая реализация Бури поражает своей мощью: насколько натурально образуются в вышине грозовые тучи, а грохот раскатов достигает такой силы, что пронизывает насквозь. На сцене разворачивается настоящий грозовой фронт. Над полем битвы «в небе» периодически появляется огромная безжизненная планета, испещрённая воронками то ли от метеоритов, то ли от разрушительных действий человека. Она как будто предрекает героям неизбежный крах и опустошение. С каждым своим появлением планета нависает все ниже, становится все более осязаема, в последний раз ее уже можно потрогать. Лир раскачивает ее как маятник, как набат. На фоне бури, как предвестники ее последнего решающего удара, кружат вороны, которых в вышине становится все больше. Перед нами разворачивается настоящий конец света.
Огромное значение в спектакле играет музыка. По словам Артура Иванова, исполнителя роли короля Лира, «танцы начинаются, когда слов уже не хватает». Музыка помогает героям выплескивать наружу скрываемые чувства, дает им выход. Персонажи «вытанцовывают» свои чувства, отчаяние, невыраженный гнев. Они сдержаны рамками шекспировского текста, но в движении абсолютно свободны. Эта свобода завораживает. Трубач настолько прекрасно двигается, что его танец конкурирует с музыкальным соло.
В спектакле есть несколько сцен, созданных на контрасте с общим апокалипсисом. Когда вдруг с неба начинают падать разноцветные шары, и ужас трагедии сменяется клоунадой. Второй акт начинается потрясающей сценой, когда среди бури вместе оказываются изгнанный король, его верный Шут, граф Глостер, преданный и ослепленный, а также его оклеветанный сын. Такое ощущение, что они находятся в самом центре бури, где царит полная тишина. Они идут по дороге, держа на палочках воздушные шарики, и ведут свой неторопливый разговор о разочарованиях, признании ошибок. Они ступают так легко, как будто сбросили с плеч тяжелую ношу.
Невозможно выйти со спектакля Юрия Бутусова спокойным и умиротворенным. Мы ценим режиссера за умение обнажить проблемы, обострить восприятие, натянуть до предела человеческие нервы. Его постановки заставляют нас включиться и во внешнем благополучии разглядеть черты надвигающейся бури, признать ее неизбежность. Буря необходима, чтобы очистить человеческую природу, Лиру прозреть, Глостеру потерять глаза, чтобы начать видеть сердцем. Король Лир Юрия Бутусова для тех, кто готов быть честным с собой, узнать в героях спектакля самого себя и увидеть вокруг шекспировскую реальность.
Рубрика: Культура. Метки: Театр имени Вахтангова, Бутусов.