«8 марта Андрею Александровичу Миронову исполнилось бы 80 лет…
Вспомнилась одна штука. Андрея нет с нами 34 года, время тает как дым. Я вспоминаю тот кошмар, когда я уносил его со сцены в Риге, и мне кажется, что это было вчера.
А почти 40 лет назад другой мой друг Михал Михалыч Козаков пришёл ко мне с горящими глазами: «Пора зарабатывать деньги, я нашел гениальное, будем играть!»
Он принес такую тоненькую книжечку с американской пьеской, которая называлась «Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в ванной течёт вода». Пьеса на четырёх человек, действующие лица – Режиссёр, Драматург, Артист и Секретарша.
«Ты играешь режиссёра, я драматурга, читай обхохочешься!»
Я прочёл и послал его с этой пьесой. Но Казаков пришёл к Андрюше, тот прочёл, и они вдвоём на меня навалились. Андрюша согласился играть молодого актёра, а я их опять послал. Больше некому было меня уговаривать, и всё окончилось.
Летом на карантине, на даче я наткнулся на эту брошюрку и пришла в голову мысль, что вместо необходимости вспоминать Андрея восьмого марта, сыграть пьесу не в чистом виде, а перелопатить и сделать пародию на это незамысловатое произведеньице.
Мы это сделали, сегодня хотим попробовать.
Если вам понравится, то восьмого сыграем. Нет – заменим на «Собаку на сене».
Таким вступлением предварил спектакль в память об Андрее Миронове под названием «Театральный стриптиз» художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт. И быть может это, действительно, будет лучшим подарком ему на день рождения. Сама постановка получилась похожей на мироновский характер – искромётной, остроумной, ироничной, а местами и весьма зубастой. Автор текста и режиссёр Владимир Жуков бесстрашно рискнул вставить в диалоги героев острополитическую тему – Театр Сатиры имеет на это полное право, на то он и Театр Сатиры.
Очень легко представить себе Миронова в роли молодого драматурга, который пришел в театр, где собираются ставить его пьесу, но режиссёра приводит в смущение самая первая даже не фраза, а ремарка: «Мужчина выходит из ванной голым». Вокруг этого забавного пустяка строится весь сюжет спектакля и кипят нешуточные страсти.
Специально задумано или нет, но актёр, который играет драматурга, внешне чем-то похож на Андрея Миронова, хотя сам он хотел играть другого героя. Вообще, легко представить, как феерически сыграла бы этот спектакль блистательная троица – Миронов, Ширвиндт и Козаков, при этом ничуть не умаляя достоинств нынешних артистов. Юрий Нифонтов (режиссёр), Семён Лопатин (актёр), Сергей Колповский (драматург) и Екатерина Хлыстова (секретарша), можно сказать, поймали состояние актёрского куража на сцене и завели зал. Миронову бы понравилось.
Финал получился пронзительным. Артисты вынесли на сцену манекен, одетый в костюм Фигаро из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Этот спектакль, в котором блистал Андрей Александрович, когда-то взорвал театральную Москву, и он же шёл и в Риге, в тот трагический день… Мерцает пламя свечей на витых канделябрах, мелькают кадры из документальной нарезки. На фотографиях и фрагментах из кинофильмов у Андрея Миронова всегда печальные глаза.
Но зрители, которые придут на «Театральный стриптиз» будут смеяться. И должны смеяться. Потому что Миронову бы это понравилось…
Рубрика: Культура. Метка: Театр Сатиры.