В Вахтанговском отметили свой профессиональный праздник День Театра изящной премьерой режиссёра Ольги Субботиной по пьесе Соммерсета Моэма «Театр». Притягательность этого произведения заключается не только в любовных страстях и театральных интригах, легком искрящемся настроении, которое оно дарует. Если бы это было только так, вряд ли бы сам автор обозначил его жанр как «иронический роман в пространстве сцены».
Действие происходит в 1936-1937 годах в Лондоне. Саму историю знаменитой актрисы Джулии Лэмберт принято преподносить и понимать, как привнесение «театра в жизнь», как пикантную личную драму и творческий кризис, как эффектную месть сопернице посредством театральной сцены. Сын Джулии обвиняя мать в гипертрофированной театральности, называет её «лишь средством воплощения в жизнь тех персонажей», которых она изображала». Но разве одна лишь Джулия перебирает маски перед тем как выйти в свет? Одной ли ей можно поставить в упрёк подобную модель поведения? Не весь ли мир театр? Не каждый ли из нас играет определённые роли, подстраиваясь под свои цели?
Блистательное трио – Лидия Вележева (Джулия Лэмберт), Евгений Князев (её муж Майкл Госселин), Андрей Ильин (лорд Чарлз Тэмерли) своей завораживающей игрой погружают зрителя в состояние театрального гурманства. В спектакле занято два состава артистов, сына Джулии попеременно будут играть Алексей Петров и Николай Романовский, горничную Елена Ивочкина и Светлана Йозефий, невидимого собеседника Джулии Владислав Демченко и Павел Любимцев, что заставляет думать о насущной необходимости дважды увидеть этот спектакль, дабы получить двойное удовольствие.
Ольга Субботина задействовала в спектакле всё поколение Вахтанговских актёров, а также артистов оркестра театра. Сценографией и костюмами занимался Максим Обрезков. Композитор – Глеб Матвейчук. Художник-гримёр – Ольга Калявина. Аслан Ахмадов разработал грим и причёски для образа Джулии Лэмберт.
Дмитрий Трубочкин, помощник художественного руководителя театра им. Вахтангова по творческим вопросам:
Соммерсет Моэм закончил обучение в медицинской школе и сразу написал свой роман «Лиза из Ламбета», который имел успех, благодаря которому Моэм предпочёл литературную среду медицинской. Чуть позже, в 1907 году, его пьесы были поставлены в Лондоне, а в 1911 году уже четыре премьеры успешно шли в лондонских театрах. Его первое признание – это маленький шарж, зарисовка из газеты, когда Уильям Шекспир стоит, насупившись спиной к афишам Соммерсета Моэма, которые заклеили собой афиши Шекспира. Это было его первое признание как человека театра. Так и случилось, он стал знаменитым представителем «комедии остроумия» – английской хорошо сделанной комедией. И ей театр считает уместным отметить этот замечательный день, потому что это гимн артистизму, гимн людям театра!
Соммерсет Моэм тридцать лет работал в театре, собрал много наблюдений из разных театров. За 30 лет он сохранил, упрочил и увеличил великую любовь к театру и людям театра. Каждый кто читает роман «Театр», думает, что это как раз про его театр. И мы думаем, что это написано про Вахтанговский театр. Премьерой спектакля «Театр» мы отметим День Театра!
Ольга Субботина, режиссёр-постановщик:
«В романе «Театр» через главную героиню Джулию Лэмберт автор исследует, что такое театр в жизни людей. Мы попытались взглянуть на произведение именно с этой точки зрения. Конечно, в романе есть любовный треугольник; но интереснее другое: почему эта история называется «Театр»? Почему именно театр является объединяющей силой для всех героев романа? Кого-то он притягивает, кого-то вбирает в себя с головой, а кого-то и отталкивает… Так что всегда интересно и уместно пускаться в исследование и спрашивать: что это за магическое место – театр?»
Рубрика: Культура.