31 марта 1931 года московский Электрозавод отчитался о выполнении плана пятилетки за два с половиной года, выдающиеся успехи коллектива были отмечены высшей наградой СССР – орденом Ленина. Спустя 90 лет в заводских цехах прошёл иммерсивный спектакль «Красный Вольфрам», посвящённый судьбам иностранных рабочих Электрозавода. У спектакля тоже юбилей – он сыгран в пятидесятый раз.
Первые электрические лампы накаливания Эдисона появились ещё в XIX веке, позднее технологии совершенствовались – в качестве элемента накаливания вместо обугленного бамбука стала использоваться угольная нить, а с 1911 года – вольфрамовая нить. В Советской России развитие энергетики и масштабная электрификация стали приоритетной задачей. В 1923 году власти предприняли попытку приобрести патент на вольфрамовую технологию у берлинских компаний Osram и AEG, но с предложенными кабальными условиями не могли согласиться.
Тогда кураторы советского вольфрамового проекта Константин Уханов, Николай Булганин и Феликс Дзержинский прибегли к тактике промышленного шпионажа. Помогли немецкие коммунисты, которые нашли на заводах Osram и AEG трёх рабочих, готовых помочь советским товарищам освоить недоступную российским инженерам технологию.
Действие спектакля «Красный Вольфрам» начинается в 1925 году, когда инженер Моисей Железняк пригласил в Москву Вилли Коха, Франца Гайслера и Ганса Ольриха. Операция проходила под завесой секретности, в СССР немецкие пролетарии получили новые паспорта, приступили к работе в лаборатории и успешно справились с заданием. В 1928 году на берегу Яузы был введён в эксплуатацию Электрозавод, занявший дореволюционное готическое здание товарищества «Проводник» и приступивший к производству трансформаторов и ламп накаливания. Позднее цех электрических ламп выделили в отдельное производство, получившее название Московский электроламповый завод.
В 1930 году для Электрозавода были закуплены иностранные станки и для их освоения потребовались квалифицированные кадры. Решение о привлечении специалистов из-за рубежа принималось на самом высоком уровне и вскоре около 200 рабочих и инженеров из Германии, Австрии, Венгрии, США, Англии вместе с семьями приехали в Москву работать по контракту. Для проживания иностранцев строились общежития, одно из которых находится по соседству с заводом. О жизни этой небольшой диаспоры и рассказывает спектакль «Красный Вольфрам». Все участники иммерсивного действия получают роли и на пару часов вживаются в образы реальных персонажей.
Автор спектакля Сергей Никитин-Римский называет его историодрамой – работа на благо Советского Союза обернулась для большинства иностранцев трагедией. В 1937 году создатели вольфрамового проекта попали в жернова сталинских репрессий, были арестованы, этапированы в ссылку или расстреляны. Лишь после смерти Сталина выжившие смогли вернуться в Москву, кто-то уехал на родину в Германию, а Вилли Кох до пенсии проработал в Вольфрамовом цеху МЭЛЗ.
В наши дни лампы накаливания с вольфрамовой нитью вытеснены энергосберегающими лампами, производство в исторических корпусах Электрозавода свёрнуто, а цеха занимают металлообрабатывающие и художественные мастерские, фотостудии, в холле открылось кафе.
Спектакль «Красный Вольфрам» создал Сергей Никитин-Римский, историк-урбанист, кандидат филологических наук, старший сотрудник Музея Москвы. В действии участвует Танцевальный кооператив «Айседорино горе», костюмы и декорации придумала художник Дарья Серебрякова.
Рубрика: Репортаж. Метка: Электрозавод.