17.04.2021 01:42

Чужой среди своих. «Авиатор» Водолазкина в ШСП

Имя писателя Евгения Водолазкина постепенно приобретает культовое значение, что доказывает как растущее число театральных постановок по его произведениям, так и количество скрещенных по этому поводу копий. Роман «Авиатор» написан им в 2016, был отмечен как множеством премий, так и осуждающими шепотками в литературных кулуарах. В сюжете романа, повествующего о человеке, родившемся в 1900 году, в Соловецком концлагере попавшему в эксперимент по крионике – замораживанию и выведенному из состояния летаргического сна в 1990, многих на удивление возмутил тот факт, что Водолазкин не имеющий лагерного опыта Варлама Шаламова или Дмитрия Лихачева, смеет касаться темы мученичества и истребления национального генофонда. Мол, неглубоко прокопал тему, нагнетал лишку, да и лучше бы вообще ограничился любовной конструкцией и душевной рефлексией.

Удивительно, что за перенесение «Авиатора» в театральную визуальность взялась совершенно молодая режиссер («-ка» уж, простите, опущу) Алина Кушим. Неудивительно, что сцену для эксперимента предоставили Иосиф Райхельгауз и Школа Современной пьесы на Неглинке, потому что Кушим училась в его мастерской, а во-вторых, он очень уважает самонадеянность, если та идёт об руку с талантом, поскольку сам таким был и с этого начинал.

И вот «Авиатор» в ШСП. Сложная тема, неоднозначная фабула, Серебряный век vs постОктябрьский, попытка второй жизни главного героя, любовь и смерть. Главный герой Иннокентий Платонов восстаёт как Феникс, но не из пепла, а изо льда, на больничной кровати в антураже из переодетых в одежды прошлого века доктора и медсестры, пытается снова начать жить с нуля – без родителей, без любимой девушки, без знакомого и привычного воздуха Серебряного века. Его как к кислородному аппарату подключают к веку нынешнему, с его стремительным бегом, венальностью, упрощением чувств. Светлое будущее, как выясняется не такое уж и светлое, а цена, заплаченная за него, кажется несоизмеримо несправедливой.

Но Платонов не судья истории, а лишь призма или то увеличительное стекло, с помощью которого мы, можем приблизить к себе вплоть до звуков и запахов далёкую жизнь, которая только кажется, что канула в Лету, а на самом деле, как неотпетая душа невидимо существует и продолжается рядом с нами. И чтобы отпустить которую, необходимо всеобщее гражданское покаяние и раскаяние. Через века сохранились слова одного папского легата, участвовавшего в Альбигойском крестовом походе: «Novit enim Dominus qui sunt eius — Убивайте всех. Господь опознает своих». Пока что лишь небесный суд вершит правосудие и там у себя в своей канцелярии разделяет грешников от праведников. В России же ещё не особо определились, вопрос покаяния и признания ошибок остаётся открытым. Об этом нельзя забывать никогда, и именно поэтому надо читать всех сидевших и не имеющих лагерного опыта, и Шаламова, и Лихачёва, и Солженицына, и Водолазкина, и смотреть спектакль «Авиатор».

Великолепен Александр Овчинников, корифей ШСП, в роли Зарецкого. Его герой – собрат булгаковского Шарикова, многих он перевозбудил колбасой, запрятанной в штанах больше, чем изнасилование потерявшими человеческий облик нквдшниками горбатой девушки в Соловецком лагере. Но, это уже спойлер. В роли Платонова – Алексей Гнилицкий. Доктор Гейгер – Владимир Шульга, Анастасия – Екатерина Лисицына.

Вторым спойлером будет восторг впечатляющего момента внезапной смены декораций, когда черная ткань, которой были затянуты стены зала Эрмитаж, вдруг падают, и вместо них всё пространство зрительного зала оказывается окутанным белой тканью, похожей то ли на накрахмаленные юбки барышень, то ли на медицинские бинты, то ли на облака, которые «авиатор» Платонов так и не смог увидеть воочию.

Авиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина КушимАвиатор, реж. Алина Кушим

 

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура.

Другие публикации