12.05.2021 23:00

Христианское и языческое встретились на сцене

«Саломеей» в постановке Гульназ Балпеисовой Вахтанговский театр завершает цикл «Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях». Цикл представлен четырьмя спектаклями по произведениям драматургов Норвегии, Франции, Испании и Англии, которые поставили ученики Римаса Туминаса. «Саломея» Оскара Уайльда – красивый выбор для заключительного финального спектакля.

Вычурная выспренняя «Саломея», переполненная метафорами и образными сравнениями и повторами, обладает фантастической музыкальностью. Мелодичная ритмика фраз и художественная красноречивость подобно «Песни песней» царя Соломона способны погружать в состояние транса, и в этом заключена первая важная особенность пьесы. Гипнотический эффект, возможно, достигается благодаря переводу Константина Бальмонта и Екатерины Андреевой, возможно изначальному французскому языку, на котором был написан первоисточник, предназначенный для актрисы Сары Бернар. Вторая исключительность содержится в утрированной театральности, кода сама речь приобретает самостоятельную ценность и превращается в действие. Имена библейских персонажей хрустят на зубах как песок Иудейской пустыни – Ирод, Иродиада, Иоканаан, Саломея.

Центральная сюжетная линия – история тетрарха Ирода, на пире которого вожделеемая им падчерица запросила за свой танец голову пророка Иоканаана. Гульназ Бальпеисова пытается увести пьесу в сторону от привычного восприятия, называя свой спектакль «индульгенцией на запрещённый прагматичным сознанием избыток чувств» и попыткой поиска «тончайшего движения поэзии». Великолепная сценография и костюмы заслуга Марии Бутусовой. Визуальная картинка предельно хороша – насыщенные деталями декорации, затейливо одетые актёры, тетрарх Ирод в «белом плаще с кровавым подбоем», ало-красные бусы на шее распутной Иродиады, летающий шелк вуалей Саломеи, доспехи и грим солдат, бутафорская Луна и сетка световых приборов искусно имитирует звёзды.

Всё к месту, всё предельно эстетично, всё – услада для глаз и точно соответствует ценностям автора, ведь Оскар Уайльд, представляет собой ярчайший пример человека, преклоняющегося перед Красотой – лиц, тел, одеяний, окружающего пространства, слов.

Отрадно, что на фоне звёздного дуэта Максима Севриновского (Ирод) и Ольги Тумайкиной (Иродиада) молодые актёры Мария Бердинских (Саломея) и Денис Бондаренко (Иоканаан) ничуть не потерялись и замечательно отработали. Бальпеисова раздела Севриновского, заставив его танцевать, и сексуальная энергетика танца была, пожалуй, жарче, чем у легендарных «Семи покрывал». Лёгкая гомоэротика привнесла однополую модную двусмысленность. Мальчика пажа с бабочкой в руке и влюблённого в молодого нубийца, начальника отряда телохранителей (Николай Романовский) изящно сыграла Ирина Смирнова.

Когда молодые режиссеры ставят спектакли, а Бальпеисова 1986 года рождения, всегда присутствует надежда на смелое свободное восприятие, новое прочтение и понимание, выход из рамок стандартных ожиданий. Но сложность в том, что библейский сюжет, изложенный в Евангелиях Марком и Матфеем, никак невозможно трактовать вариативно, потому как поступок Саломеи находится за гранью добра и зла.

Уайльд, не изменяя себе, воспевает внешнюю Красоту, воплощенную в «луноподобной» иудейской принцессе, но красивое тело Саломеи – мёртвое тело, поскольку лишено Души. Её любовь к Иоканаану есть насильственный захват плоти, своего рода каннибализм. В финале спектакля, намек на романтичность, когда раздавленная щитами солдат царевна соединяется в объятии с обезглавленным пророком, своего рода авторское многоточие. Впрочем, спектакль никогда прямо не говорит зрителям, что им думать. «Саломея» получилась красивой и позволяющей вдохнуть эстетику декаданса полной грудью.

Вахтангов. Саломея. 07.05.21.04.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.21. Бердинских.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.09.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.22.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.23.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.24.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.25.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.28. Бердинских.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.29. Бондаренко.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.31.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.32.Вахтангов. Саломея. 07.05.21.36.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метка: Театр имени Вахтангова.

Другие публикации