2 июня 2021 года
Фотопроект «Город на память». 659. Нагатинская пойма
В 1968 году завершились гидротехнические работы по прокладке Нагатинского спрямления – изменения извилистого в этих местах русла Москвы-реки. В итоге между новым и старым руслами образовался искусственный полуостров, названный Нагатинской поймой. Затем трасса проспекта Андропова разделила полуостров пополам: на западе в затоне Новинки сложилась промышленная зона из зиловских корпусов и служебной территории речников, а на востоке в Кожуховском затоне в 1977 году был заложен парк имени 60-летия Великого Октября.
На берегу затона Новинки, как грибы, растут офисные здания банковского кластера Nagatino i-Land, резидентами которого уже стали 40 крупнейших российских и зарубежных банков.
Скульптура «Похищение Европы» (копия скульптуры Фернандо Ботеро)
Скульптура «Конь» (копия скульптуры Фернандо Ботеро в Барселоне)
Cкульптура «Девушки с веслами»
На противоположном берегу затона располагается ТЭЦ ЗИЛ, первая очередь которой была введена в 1937 году, а вторая – в 1971-1983 годах. Электростанция сооружалась для обеспечения завода электроэнергией, теплом, горячей водой и технологическим паром. До войны сын Сталина Яков Джугашвили работал на ТЭЦ инженером машин электрического цеха, а в 1955-1956 годах здесь проходил производственную практику китайский товарищ Цзян Цзэминь, ставший позднее главой Китайской Народной Республики.
В ближайшее время планируется вывод ТЭЦ-ЗИЛ из эксплуатации в рамках ликвидации неэффективной теплогенерации. Есть идея обустроить в цехах арт-пространство, а из сохранённых 200-метровых труб пускать цветной дым.
Комплекс апартаментов «ТехноПарк»
На берегу затона строится жилой комплекс «Now Квартал на набережной».
Ещё совсем недавно здесь располагалась ремонтная база Столичной Судоходной Компании.
База транспорта и флота ГУП «Мосводосток»
Строительство жилого комплекса Nagatino i-Land
Проектируемый проезд № 4062, 4с1 – Морспасслужба Росморречфлота, Школа водолазов (1981). На берегу оборудована тренировочная спасательная станция с батискафом.
Проектируемый проезд № 4062, 6 – здание построено для учреждений Министерства речного транспорта РСФСР (Центральное проектно-конструкторское бюро, Центральное бюро научно-технической информации Минречфлота РСФСР, Пассажирское управление Московского речного пароходства), сейчас сдаётся в аренду.
Автозаводская улица, 23с16 – от территории завода ЗИЛ остался бывший цех пластмасс (1987), приспособленный под гостиницу «Галерея Вояж».
Возле эстакады Нагатинского моста в 1974 году открылся 13-й автобусный парк, рассчитанный на эксплуатацию 325 автобусов (Филиал «Южный» ГУП «Мосгортранс»).
В 2015 году на действующем участке «Автозаводская»—«Коломенская» открылась новая станция московского метро – «Технопарк». Задел в виде прямого горизонтального участка пути был оставлен ещё в 1960-е годы, но запланированная здесь станция «Парк имени 60-летия Октября» не была построена по причине малого пассажиропотока.
Станция «Технопарк» состоит из двух боковых платформ, которые находятся в едином крытом павильоне с выходами на проспект Андропова и улицу Мустая Карима.
Окрестности проспекта Андропова в Нагатинской пойме застраиваются торгово-офисными зданиями и комплексом апартаментов.
Парк имени 60-летия Великого Октября проектировал архитектор В.Иванов, но по каким-то причинам его замысел был реализован лишь частично и зелёный массив в Нагатинской пойме остался диким. От проспекта Андропова вглубь вела широкая асфальтированная аллея с газонами. По словам местных жителей, гранитный камень с названием в начале аллеи – это всё, что напоминало о статусе парка: ни фонтанов, ни беседок, ни других малых архитектурных форм в парке не было. При этом многим горожанам нравилось гулять по лесу и загорать на берегу затона.
«Лихие девяностые» превратили лесной массив в свалку мусора и место проживания бездомных людей. По городской легенде, по ночам парк превращался в кладбище, где бандиты закапывали трупы своих жертв. В 2008 году Нагатинскую пойму объявили зоной экологического бедствия — в течение десятилетий в неё поступали отходы и сточные воды с нескольких крупных промышленных предприятий — из цехов ЗИЛа, фармацевтического завода имени Карпова, Дербеневского химзавода, «средмашевских заводов».
Современный ландшафтный парк состоит из комфортной южной зоны отдыха с детскими площадками, бассейном, баром, летним кинотеатром и северной зоны для прогулок и занятий спортом.
На северной территории заметно понижение рельефа – вероятно, в процессе очистки парка от мусора самосвалы вывезли немало грязной земли.
В Кожуховском затоне возле берега можно увидеть остатки бетонного основания мачты ЛЭП.
Тем временем 120 гектаров коммерчески не используемой столичной земли очень волновали инвесторов: во времена Юрия Лужкова в пойме собирались возвести комплекс казино и игорных заведений, 450-метровый небоскрёб «Хрустальный остров» от архитектора Нормана Фостера, досугово-развлекательный центр с полями для гольфа, яхт-клубом, ипподромом, гостиницами или даже гоночную трассу «Формулы-1». Грандиозные планы остались лишь на бумаге и с 2013 года парк в Нагатинской пойме был включён в состав Парка культуры и отдыха «Кузьминки», причём мэрия неоднократно заявляла о грядущем благоустройстве с созданием пляжей и зон отдыха, но территория продолжала оставаться в запустении.
В 2014 году мэр Сергей Собянин озвучил планы строительства на землях парка имени 60-летия Великого Октября российского аналога Диснейленда. В голосовании на портале «Активный гражданин» из 300 000 опрошенных москвичей проект парка развлечений поддержали 92%. Но по факту горожане получили вырубленный лес и «Остров Мечты» – наполовину состоящий из аттракционов, наполовину – из магазинов известных брендов.
«Остров Мечты» открылся для гостей в феврале 2020 года и вскоре угодил под локдаун и коронавирусные ограничения, так что выводы о коммерческом успехе или неуспехе предприятия делать рано. С одной стороны, это единственный в Москве масштабный комплекс аттракционов, который может работать круглый год, с другой, организаторы сами загнали себя в угол, рекламируя «русский диснейленд», и избалованные москвичи ждали от проекта зрелище куда более волшебно-сказочное.
В стилизованном под средневековый замок здании посетители сначала попадают в торговый променад с атриумами. Бутики размещаются здесь в декорациях улиц Лондона, Рима, Барселоны и Беверли-Хиллз, но наибольший интерес горожан, разумеется, вызвали не магазины, а аттракционы. За последние годы закрылись городки аттракционов в парке Горького и на ВДНХ, городок в Измайловском парке демонтировали ещё раньше, так что москвичи успели соскучиться по адреналиновым забавам. Причём соскучились настолько, что в день открытия поток людей буквально затопил «Остров Мечты».
Сейчас торгово-развлекательный центр работает в штатном режиме с соблюдением требований Роспотребнадзора.
По словам председателя совета директоров холдинговой компании «Остров Мечты» Амирана Муцоева, одновременно в тематическом парке могут находиться 25 000 человек, а на городском променаде — до 40 000. Билет с правом безлимитного посещения любых аттракционов в будни стоит 2000 рублей, в выходные – 2500, а вип-билет с возможностью пройти на аттракцион без очереди обойдётся в два раза дороже.
Парк развлечений ориентирован на семейные посещения, поэтому его создатели предусмотрели немало детских зон и аттракционов. В тематических зонах «Маугли в стране динозавров», «Замок Снежной королевы», «Деревня Смурфиков» обитают герои сказок и мультфильмов, а всего на территории «Острова Мечты» смонтированы 27 аттракционов, включая экстремальные «Молот судьбы», «Храм огня», «Кобру», «Лётную школу». В качестве партнёра парка мог выступить «Союзмультфильм», однако сотрудничество не сложилось и знакомых с детства отечественных мультипликационных персонажей здесь вы не встретите.
В 2019 году введён в эксплуатацию шестиполосный автомобильный Кожуховский мост с пешеходным тротуаром.
Проспект Андропова, 11к2 – Южный речной вокзал
Самый первый Южный речной вокзал открылся в 1932 году у Даниловского моста на Варшавском шоссе, это было изящное деревянное здание, построенное по проекту Романа Хигера. С 1972 года вокзал располагался на временном дебаркадере гораздо ниже по течению – на Нагатинской набережной (современный причал «Кленовый бульвар»). А в 1985 году Южный речной вокзал вновь поменял своё местоположение и обосновался на противоположном берегу Москвы-реки в новом здании из железобетонных конструкций.
Автором проекта в стиле советского модернизма предположительно является архитектор Гипроречтранса Юрий Коган. Фасад украсила композиция из пяти женских фигур работы скульптора Салавата Щербакова, символизирующая пять морей, с которыми Москва соединена водными путями: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное. В торце здания находилась ещё одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Венчал постройку шпиль с наконечником в виде силуэта парусника.
Смотрите старые фотографии: Южный речной вокзал. 1985-1986 гг.: https://pastvu.com/p/94103
Южный речной вокзал. 1989 год: https://pastvu.com/p/94362
Поначалу у вокзального причала швартовались большие круизные теплоходы, но в девяностые годы туристическая отрасль переживала глубокий кризис, Южный вокзал оказался маловостребованным и здание стало использоваться как байкерский клуб и для рыночной торговли ширпотребом.
Сейчас началась масштабная реконструкция вокзала, которую планируется завершить к осени 2022 года.
Согласно проекту, на набережной появится общественно-деловая застройка с торговыми центрами и ресторанами, а обновление прибрежных зон сделает набережную еще более привлекательной для прогулок горожан.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, Остров Мечты, Нагатино.