Поиск идентичности и развитие общественных пространств малых городов – тема дискуссии, развернувшейся на борту «АРХ Парохода»-2021, которая завязана не только на подходах и механизмах развития городских территорий, работе с культурными ландшафтами, формирующими новый бренд места, но и на финансовой модели устойчивого развития территорий.
Московский опыт развития общественных городских пространств продолжает активно масштабироваться на регионы. Региональные правительства выделяют гранты, объявляют конкурсы на благоустройство общественных пространств, обеспечивают финансирование, считая при этом парки убыточным предприятием.
«В России нет ни одного самоокупаемого парка и не появится еще в ближайшие лет двадцать, – констатировал архитектор Никита Маликов. – Для того, чтобы парковая территория начала окупаться, на ней должна располагаться коммерческая недвижимость, соизмеримая с площадью этого парка. То есть, по сути – торговый центр. В Европе 50% парков, реализованных за последние 5 лет, уже объявили себя банкротами. Благоустройство – дело не окупаемое, но, безусловно, нужное. И нам еще только предстоит понять, как создать общественное пространство, которое работает и мы, как и весь мир, только в самом начале этого пути».
По мнению Дмитрия Ойнаса, создателя креативного кластера в Коломне и бренда «Коломенская пастила», говоря об экономике парков и общественных пространств, важно сразу определиться, кто считает и как считает. Сады и парки, их экономика – это синергетическая экономика города. Если город заинтересован в создании таких пространств, он должен рассматривать их как составную часть экономики города.
Помимо грантовых историй и девелоперских инвестиций, сегодня более 160 проектов развития общественных территорий реализуется на деньги, выделенные Минстроем. Но сейчас конкурсы федерального масштаба теряют свою актуальность, – уверен Олег Распопов (YO architects). «За последнее время мы реализовали несколько таких проектов в малых городах России. Все они так или иначе финансировались не только из госбюджета, но и за счет частных инвестиций девелоперов, занимающихся комплексным освоением территорий», – уточняет эксперт, приводя в пример благоустройство для города Сосенки, и заявку, поданную на рассмотрение администрации города Кимры.
Иногда в малых городах нужно просто оставить все как есть, считает Михаил Шатров («МАРШ лаб»). «Мы стараемся обнаружить, что именно нужно показать, мы усиливаем идентичность. Бывает, что люди стесняются своей идентичности, как это случилось с городом Мышкин, в котором люди устали от этого бренда, хотя поколение назад они его с успехом продавали. В Тюмени, где мы исследовали по заказу Норникеля территорию Речного порта, мы сделали реестр городских сервисов, креативных индустрий, нашли пассионарных людей, которые формируют культуру в городе. Затем собрали их на воркшоп и начали договариваться. И в результате мы точно знаем, в каком месте какой будет бизнес. Т.о. наша экономика территории будет даже если не прибыльной, то точной – мы точно знаем, где и что будет работать».
О современных подходах к регенерации промышленных объектов, которые нацелены на создание новых многофункциональных пространств в синергии с объектами исторического наследия от архитекторов, девелоперов, чиновников и проектировщиков из первых уст.
На «АРХ Пароходе» было анонсировано создание Научного комитета по промышленной архитектуре и искусству при Международном комитете по охране памятников (ИКОМОС). Займется он вопросами реставрации, сохранения и развития объектов промышленного наследия. «Мы пытаемся объяснить не только себе, но и общественности необходимость сохранения тех или иных промышленных объектов», – отметила президент Комитета Маргарита Штиглиц. Подходы к работе с промышленной застройкой сегодня только формируются и должны учитывать множество аспектов, в частности, весь современный инструментарий, который есть в руках архитекторов и девелоперов. Их основное отличие от предыдущих решений – в комплексном подходе к работе и деликатном отношении к индустриальному наследию городов. Если в Москве этот «серый пояс» занимает порядка 20% территории города, то в Санкт-Петербурге – это более 50% от всей городской застройки.
Игорь Пасечник из питерского бюро «Спецреставрация» отметил, что «промка» приспосабливается сегодня почти под все. В задачу бюро входило приспособление промышленного здания в Санкт-Петербурге – цеха по сборке автомобилей – под функции школы и детского сада в рамках проекта комплексного освоения территории. «В городе высвобождаются огромные территории, и застройщики, которые собираются строить на них жилье, оказываются обременены объектами культурного наследия. Неизменно встает вопрос: что же с этим делать? И мы приспособили старое заводское здание, являющееся объектом культурного наследия, под школу и детский сад. Разделили внутреннее пространство на несколько блоков. Заложили там актовый зал, бассейн. Нам импонирует современный подход к наследию, при котором нужно по возможности сохранять, но действовать мягче – не равнять все под одну гребенку и работать с предметом охраны отдельно, что позволит сделать намного больше».
Наталья Сидорова, бюро DNK ag, рассказала о московском проекте редевелопмента территории завода «Рассвет»: «Наш проект продолжает развиваться и все больше вовлекает бывшую заводскую территорию в жизнь города, сохраняя при этом исторический дух места и дополняя его новыми смыслами. Здесь разностилевая и разнохарактерная застройка: от краснокирпичной замково- промышленной архитектуры мебельной фабрики Мюр и Мерилиз, построенной по проекту Романа Клейна в нач. ХХ века, до заводских корпусов КБ «Лавочкина» и Московского приборостроительного завода середины ХХ века. Таким образом на территории есть и памятники и не-памятники, и для нас было важно при проектировании выявить и подчеркнуть аутентичные элементы всех изначальных построек и окружения, создать характерную среду и настоящий городской квартал со своей атмосферой, что иногда важнее, чем архитектура отдельных зданий… Благодаря поэтапному редевелопменту, на «Рассвете» естественным образом уже сейчас жилая функция совмещается с культурной, деловой и досуговой. Жизнь кипит на «Рассвете» днем и ночью, а значит вектор развития был определен верно».
Одним из важных результатов «АРХ Парохода» стало решение о начале практической деятельности Архитектурно-Строительной Ассоциации (АСА), образованной по инициативе участников Архклуба в 2020 году. Учредителями Ассоциации стали ведущие российские архитекторы, руководители общественных и профессиональных проектов. Основная задача Ассоциации – объединение профессионалов архитектуры, строительства и связанных с этими областями специалистов и компаний для межпрофессиональных коммуникаций и системного взаимодействия, в том числе с государственными и городскими структурами. В ближайшее время будут определены первые планы работы Ассоциации, а также представлены условия членства в ней.
Архитектура и политика, переосмысление и воссоздание, наследие и редевелопмент стали, пожалуй, ключевыми темами большого диалога о будущем российских мегаполисов. Так, по словам заместителя председателя Комитета по государственному контролю и охране памятников Алексея Михайлова, за последние 6-8 лет произошла эволюция восприятия объектов наследия, как культурного, так и индустриального. «Мы, ученые, архитекторы, реставраторы и урбанисты пытаемся объяснить не только себе, но и общественности необходимость сохранения тех или иных промышленных объектов», – комментирует президент Комитета по государственному контролю и охране памятников Маргарита Штиглиц.
В разговоре про реновацию архитектор Юлий Борисов (UNK) отметил, что в отличие от работы с индустриальным наследием, архитектору в уже построенном и жилом городе приходится несладко. Так, задача прошедшего совсем недавно в Москве конкурса на создание нового облика столицы по сути состояла в том, чтобы предложить решения, как облицевать «коробки» и создать живую архитектуру в условиях жесточайшей экономии бюджета, старой нормативной базы и индифферентной планировки мегаполисов. Но молодые архитекторы смогли предложить решения, которые дадут районам идентичность, жителям – радость, застройщикам – устойчивый инструмент, а городу – политический капитал.
Чтобы предложить городу действительно нужные и интересные решения, архитектор сегодня из специалиста, выполняющего чью-то волю, должен стать полноценным автором градостроительного процесса, найти точный язык высказываний, в том числе, с властью, и в конечном счете, сформировать новую эпоху в развитии отечественной архитектуры.
Рубрика: Репортаж.