22 июля 2021 года
Фотопроект «Город на память». 666. МКАД, нулевой километр. Реутов
Московская кольцевая автомобильная дорога – это много асфальта, бетона, выхлопных газов и полное отсутствие эмпатии к пешеходам. Но так было не всегда – в первые десятилетия существования автострады движение по ней не было столь интенсивным, как сейчас, и через дорогу можно было перейти практически в любом месте.
Впервые идея строительства кольцевой автодороги была высказана в 1937 году, специалисты института «Союздорпроект» составили проектное задание, но реализации этих планов помешала начавшаяся война. Летом 1941 года Государственный комитет обороны распорядился проложить временную дорогу для переброски войск вокруг Москвы и спустя месяц на армейских картах появилась изломанная линия рокадной трассы (в военной терминологии рокада – это дорога вдоль линии фронта), соединившей уже существовавшие подъездные пути между окрестными населёнными пунктами и 25-30 километров вновь проложенной дороги. Двухполосная грунтовка способствовала успешному контрнаступлению Красной армии под Москвой, но подробностей история не сохранила: известно лишь, что трасса военной дороги не совпадала с современной и в её проектировании участвовал инженер Александр Кубасов, которому в 1956 году было поручено возглавить строительство МКАД.
Хотя прокладка трассы началась в окрестностях Ярославского шоссе, нулевым километром МКАД принято считать развязку на пересечении с шоссе Энтузиастов и дальше отсчёт расстояния производится по часовой стрелке. Спустя три десятка лет во время реконструкции дороги выяснилась абсурдная ситуация с километровыми столбами, установленными достаточно произвольно, – километр (1000 метров) на одном участке растягивался до 1800 метров, а на другом скукоживался до 700 метров. При этом многие объекты инфраструктуры оказались привязаны к изначально неверному километражу и менять сложившийся порядок (то есть непорядок) не стали. Общая длина кольца составляет почти 109 километров и это бесспорный факт.
Движение открывалось по мере готовности участков, а церемония запуска всего кольца состоялась в канун главного в СССР праздника 5 ноября 1962 года с участием первых лиц государства. В то время автодорога считалась одной из самых современных магистралей в мире, способной пропускать 36 000 автомобилей в сутки со скоростью 60 километров в час. Проезжая часть состояла из четырёх полос – по две в каждом направлении – с разделительным газоном посередине и была вымощена железобетонными плитами. Предложенный вариант восьмиполосной дороги был отвергнут Никитой Хрущёвым из соображений экономии средств. Позднее на МКАД уложили асфальт, а вот освещение появилось лишь спустя тридцать лет. Магистраль пересекает Москву-реку по двум специально построенным мостам – Спасскому в районе Строгино и Бесединскому в окрестностях Капотни.
Бессветофорное скоростное движение обеспечивали транспортные развязки, выполненные на двух уровнях и на схеме напоминающие лепестки. Идея развязки по типу клеверного листа была запатентована в США инженером Артуром Хале ещё в 1916 году и позднее доводилась до совершенства в разных странах. На МКАД были оборудованы 33 двухуровневых развязки, которые позднее подверглись реконструкции, а в оригинальном виде запечатлены в сцене погони в кинокомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966). Мкадовский «клевер» можно увидеть и в третьем выпуске мультфильма «Ну, погоди!» (1971), который посвящён дорожным приключениям Волка и Зайца.
На старых фотографиях МКАД пустынен и возникает ощущение, что дорогу строили «на вырост» и со временем она пригодится не только для транзита грузовиков без заезда в город, но и для сообщения между соседними районами. Действительно, дорожно-строительный бум совпал с началом периода индустриального домостроения, когда на рабочих окраинах в Бирюлёво и Ясенево, в Лианозово и Медведково, в Измайлово и Новогиреево развернулось строительство сотен панельных жилых домов. В наши дни основной трафик составляют как раз межрайонные переезды, а дальнобойщики объезжают Москву по Центральной кольцевой автодороге – скоростной платной магистрали длиной 336 километров на дальних подступах к столице, полностью введённой в эксплуатацию в 2021 году. Для проезда по МКАД грузоперевозчики оформляют разовые или многоразовые пропуска.
Ещё один важный нюанс – в 1960 году кольцевая автодорога наглядно зафиксировала новые границы столицы, в состав которой, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР, вошли города Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово, Тушино, рабочие и дачные посёлки, сельские населённые пункты Московской области, оказавшиеся в пределах МКАД. Город в новых границах стали называть «Большой Москвой». В 1984 году столица поглотила расположенный за МКАД город Солнцево, вскоре московскую прописку получили жители Бутово, Рублёво, Мякинино, Куркино, Новокосино, посёлков Северный и Восточный, а в ходе странной реформы 2011-2012 годов в состав Москвы из области переданы территории общей площадью примерно 148 000 гектаров, названные Новой Москвой.
К девяностым годам трафик на МКАД многократно возрос и вместо разделительного газона пришлось оборудовать новые полосы движения, что увеличило количество дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на кольцевой дороге погибало 200 человек и трассу стали называть «дорогой смерти». В ходе первой масштабной реконструкции в 1993-1994 годах на всём протяжении МКАД установили фонарные столбы, а встречные потоки были разделены ограждениями, чтобы избежать лобовых столкновений. В ходе проверок Следственный комитет обнаружил серьёзный перерасход средств и в народе пошёл слух, что тогдашний мэр Юрий Лужков «украл двадцать сантиметров МКАД» – якобы незначительное умышленное сужение дорожного полотна позволило расхитить крупную денежную сумму.
Смотрите старые фотографии. Развязка МКАД и шоссе Энтузиастов. 1997-1998 гг.: https://pastvu.com/p/998972
Следующим этапом развития МКАД стало дополнение «клеверных листов» многоуровневыми развязками сложной конфигурации и расширение проезжей части до десяти полос. Эти метаморфозы происходили в 2012-2014 годах при новом мэре Сергее Собянине. Впрочем, никакие ухищрения пока не позволили справиться с многокилометровыми заторами, возникающими то на внешней, то на внутренней стороне магистрали. Самые длинные пробки случаются в зимние снегопады, но рекорд был установлен 15 мая 2008 года, когда движение по внутренней стороне МКАД было парализовано на 13 часов от Дмитровского шоссе до Профсоюзной улицы.
Наверное, следует прислушаться к мнению филологов, в принципе не рекомендующих склонять такие аббревиатуры, как ЗАГС, ГОСТ, МИД или МХАТ. В случае МКАД путаницы добавляет опорное слово женского рода «дорога». Но при этом в разговорной речи часто можно услышать выражения «съезд со МКАДа» или «жизнь за МКАДом», подчёркивающие мужскую брутальность 109-километрового асфальтового монстра.
Благодаря сервису Яндекс-панорамы появилась возможность виртуально проехать по всем развязкам кольцевой дороги, не вставая с дивана. Вживую все эти бетонные загогулины выглядят похожими одна на другую и если уж совершать кругосветное путешествие по МКАД, то ради осмотра окрестных достопримечательностей – в непосредственной близости с внешней стороны дороги расположены населённые пункты с давней историей – Реутов, Котельники, Бутово, Химки, Мытищи. Внутри кольца на территории Москвы находятся старинные усадьбы – Алтуфьево и усадьба Строгановых в Братцево.
Нулевой километр МКАД. 1962 год: https://pastvu.com/p/1161671
Вид на Реутов из Новогиреево. 1965-1966 гг.: https://pastvu.com/p/521784
Новостройки старинного города Реутов приблизились вплотную к границе Москвы, а его исторический центр находится чуть дальше и восточнее.
По мнению историков, хутор Реутово был основан в 1492—1495 годах и служил сторожевым кордоном на подступах к Москве. Заметив приближение вражеского отряда, звонарь на башне бил в большой колокол, таким образом сообщая об опасности другим постам. Самый громкий колокол по-старославянски назывался «реут», отсюда возникло и название населённого пункта.
Памятник колоколу «реут» (2005)
Деревня с крепостными крестьянами, пашни и леса переходили из рук в руки, пока московский купец Сергей Мазурин не построил здесь Елизаветинскую (по имени супруги) текстильную фабрику, оснащённую английскими машинами и паровыми турбинами. Так с 1843 года деревня стала превращаться в фабричный посёлок. После смерти Сергея Мазурина дело продолжил один из его сыновей Митрофан, создавший в 1860 году на базе Реутовской мануфактуры паевое товарищество. Высококачественная пряжа ценилась далеко за пределами Московской губернии и не раз удостаивалась премий на международных промышленных выставках, что не помешало Мазурину обанкротиться и в 1905 году реутовское производство выкупил другой предприниматель – Карл Рабенек.
После Октябрьской революции и образования СССР национализированная фабрика стала тесно сотрудничать с Туркменской ССР – ткачи из советской Средней Азии приезжали в Реутов перенимать опыт работы, а доход перечислялся на возведение первого в Ашхабаде текстильного комбината. Для туркменских товарищей было построено большое общежитие, напоминающее в плане хлопковую коробочку, увы, это самое интересное здание рабочего городка до наших дней не сохранилось. В честь интернациональной дружбы трудящихся Вокзальная улица была переименована в Ашхабадскую.
В мотальном цеху Реутовской ХПФ. 1977 год: https://pastvu.com/p/823198
Первомайская демонстрация на Вокзальной улице. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/722730
Памятник основателю советского государства сооружён в 1925 году на средства рабочих хлопкопрядильной фабрики.
Реутовская мануфактура, производившая 250-300 тонн хлопчатобумажной пряжи в месяц, закрылась в 2007 году и в перспективе станет конгломерацией бизнеса и культуры. А о былой фабричной инфраструктуре напоминают казармы на улице Победы, школа и больница.
Улица Победы, 5 – Контора для управляющих хлопкопрядильной фабрики и их семей (1850-е годы). Соседняя с конторой «Слесарская» казарма для мастеров и слесарей была уничтожена под современную жилую застройку.
Улица Победы, 7 – перестроенная Вторая казарма (1847-1858) на 160 каморок площадью 8 квадратных метров каждая. В советский период здесь располагалось профессиональное училище № 101, а после реконструкции 2014 года – Многофункциональный центр «Мои документы».
Улица Победы, 9 – Третья казарма (1881) на 193 каморки с пристройкой-«глагольчиком»
Улица Победы, 11 – Четвёртая казарма (1881) на 158 каморок, общежитие имени В.Большакова
Улица Победы, 13 – Пятая казарма (1907) на 181 каморку, общежитие имени А.Сысоева
Улица Победы, 4 – первая в Реутове трёхклассная школа (1888) для детей фабричных рабочих и крестьян из соседних деревень после революции была преобразована в школу рабочей молодёжи, а позднее в детско-юношескую спортивную школу. Учебное заведение долгое время носило имя Льва Толстого, ведь считается, что именно великий русский писатель посоветовал фабриканту Мазурину открыть в Реутово школу.
Улица Победы, 6 – Молодёжный культурно-досуговый центр (2012) построен на историческом месте Народного дома для рабочих «Товарищества Реутовской мануфактуры» Карла Рабенека (1907). Народный дом представлял собой просторную деревянную избу со зрительным залом на 250 мест и библиотекой, а в 1966 году досуговое учреждение получило кирпичные стены и новое название – клуб «Дружба».
Народный дом. 1928-1935 гг.: https://pastvu.com/p/472615
Клуб «Дружба». 1969 год: https://pastvu.com/p/484225
Улица Ленина, 2Ак8 – реконструируемое здание первого терапевтического корпуса больницы (1928), поделённое изначально на одноэтажную амбулаторию в правом крыле и двухэтажный стационар в левом. В годы Великой Отечественной войны в нём размещался госпиталь, а позднее всё здание достроили до двух этажей.
Рукотворный пруд, называемый Фабричным, появился на картах местности задолго до основания мануфактуры. Возможно, он был обустроен в XVIII веке, когда деревней Реутово владел полковник Николай Маслов, приглашавший московскую знать на вечера в своей большой усадьбе.
Главный дом усадьбы Маслова долго стоял заброшенным и был снесён в 2010 году. Усадьба Маслова. 1999 год: https://pastvu.com/p/714651
Ашхабадская улица, 16 – молельный дом (1790-е годы) – единственное строение, сохранившееся от усадьбы Маслова. В разное время в здании размещалось женское общежитие и фабричная библиотека.
Улица Победы, 16 – городская баня (1959)
Городская баня. 1967 год: https://pastvu.com/p/804157
Улица Ленина, 25 – Реутовский районный исполнительный комитет (1929), Реутовский поселковый совет, военный госпиталь, с 1944 года – Московский областной протезно-ортопедический завод.
Осыпающаяся мозаика на фасаде детского сада на улице Победы, 7А. Ещё одно советское панно с тремя ткачихами в платочках совсем недавно украшало фабричное здание со стороны проходной, но оказалось то ли закрашено, то ли демонтировано.
В Реутове помнят земляков, погибших при выполнении воинского долга в годы Великой Отечественной войны, в Афганистане и Чечне. На улице Победы разбит сквер, где вокруг Вечного огня расположены мемориальные доски с именами не вернувшихся с войны. В сквере построена часовня Святого великомученика Георгия Победоносца, на постаменте установлен БТР.
Владимир Ленин изначально обращался с призывом к спешащим на работу ткачам, а не к православным верующим. Величественный пятикупольный храм Троицы Живоначальной на площади перед фабричной проходной возведён сравнительно недавно – в 2012 году.
Ещё одно изваяние вождя пролетариата украшает площадь перед зданием администрации города Реутов (бывшего Горсовета). В шестидесятые годы этот памятник стоял среди жилых домов на улице Ленина, затем оказался в центре площади, а в наши дни памятник переставлен на периферию.
Улица Ленина. 1960 год: https://pastvu.com/p/100844
Митинг у нового здания Горсовета. 1983-1984 гг.: https://pastvu.com/p/698450 Прежде здесь была территория деревянного рабочего посёлка Красный реутовец, последний барак которого снесли в 1974 году.
В 1955 году на территорию Реутовского механического завода из Москвы было переведено Союзное опытно-конструкторское бюро № 52 Владимира Челомея, ставшее градообразующим предприятием. НПО машиностроения является ведущим разработчиком ракетно-космической техники, создателем орбитальных пилотируемых станций, ракет-носителей и ракетных комплексов боевого применения.
Главное здание ОКБ-52. 1960-1966 гг.: https://pastvu.com/p/518294
Памятник Владимиру Челомею открыт в 2014 году, в руке академик держит макет лёгкого космического самолёта.
Крылатая ракета «Метеорит» стратегического назначения создавалась в конце 1970-х годов.
Космические разработки Владимира Челомея и его коллег можно увидеть в экспозиции павильона «Космос» на ВДНХ.
Площадь Академика Челомея, 1 – Дворец культуры «Мир» (1979)
Праздник в Доме культуры «Мир». 1998 год: https://pastvu.com/p/886892
Производственные корпуса ОКБ-52 расположились по соседству с Реутовской мануфактурой на берегу Фабричного пруда, заняв территорию старого стадиона. Ещё до революции в Реутове была создана футбольная команда, выступавшая в первенстве Нижегородской железной дороги, а в советское время здесь начинали свою спортивную карьеру Анатолий Башашкин (ЦСКА) и Андрей Тихонов («Спартак»).
Стадион. 1955-1957 гг.: https://pastvu.com/p/660179
Открытие нового городского стадиона «Старт» на Комсомольской улице состоялось в 1964 году в День советской молодёжи. Реутовские спортсменки и военнослужащие Дивизии внутренних войск имени Дзержинского, расквартированной на окраине Реутова и в соседней Балашихе. 1964 год: https://pastvu.com/p/846545 В наши дни дзержинцы входят в состав Национальной гвардии России.
На стадионе «Старт» открылась Академия вратарского мастерства Игоря Акинфеева и Вячеслава Чанова.
Архитектура городов, расположенных возле МКАД, ничем не отличается от жилой застройки окраинных столичных районов – рабочие городки барачного типа уступили место малоэтажным сталинкам и панельным хрущёвкам, которые в свою очередь сносятся под современную застройку.
Посёлок стандартных фабричных домов. 1957 год: https://pastvu.com/p/728772
Последние дома Мальцева посёлка. 1962 год: https://pastvu.com/p/728798
В наши дни Реутов интенсивно застраивается и старых жилых домов осталось совсем немного в окрестностях улицы Ленина и Новогиреевской.
Улица Ленина, 6 – здание 1927 года, в котором размещались отделение милиции и типография.
На трассе Московской кольцевой автомобильной дороги оказалось село Ивановское, часть которого попала в черту Москвы, а часть осталась в Подмосковье. В состав Реутова в разные годы также вошли деревни и посёлки Мальцево, Крутицы, Агрогородок (Воробьёвка), Пищальниково, Новенькое, Стройка.
В колхозе села Ивановское. 1939 год: https://pastvu.com/p/160545
О колхозе Ивановское напоминает яблочный сад.
За железной дорогой находится южная часть Реутова (бывшие Крутицы), плавно переходящая в Новокосино. Возле станции построен храм во имя Казанской иконы Божией Матери (1999, архитектор М.Панкратов)
Южная улица, 17 – Дом культуры «Маяк» (1952)
Вид из Новогиреево на МКАД и Реутов
Продолжение следует…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, МКАД, Реутов.