В дни весеннего равноденствия во многих уголках России собрались язычники, чтобы встретить Комоедицу – языческий Новый год.
Масляница, Масленица, Комоедица, Комоедицы, Великдень. Новый год – весеннее равноденствие — один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к весеннему равноденствию и отмечаемый 25 марта, Согласно Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков. Время возрождения — весеннего «воскрешения» (от крес — огонь) Земли-Матушки и всей Природы.
Для встречи этого праздника я отправилась, в уже почти ставший частью столицы, замечательный городок Троицк, а вернее, в прилегающие к нему лесные угодья. День был морозный, снег редкими хлопьями посыпал улицы. На остановке было не мало народу, явно собирающегося ехать за город. Мужчины, женщины и дети, стояли с рюкзаками и терпеливо ждали свой транспорт. Подошла маршрутка, все дружно загрузились и уже через минут сорок я была на той самой поляне, где должен был состояться праздник.
Можно смело сказать, что с погодой в этот день повезло. Несколько суток валил густой снег, яростно выла метель, и не было никаких признаков весны. Как многие сейчас шутят, на календаре 56 февраля! В лесу почти по пояс снега, и ходить можно только по проторенным дорожкам. Но ни снег, ни мороз, ни даже пробки не помещали собраться людям в зимнем лесу.
Подготовка к празднику шла полным ходом. Мужчины рубили дрова для праздничного костра, расчищали площадку для хороводов и игр, а женщины в народных костюмах суетились в приготовлении праздничного угощения. Чего только на этом столе не было: пироги, плюшки, пряники, свежие фрукты и, конечно же, блины.
Часто «масляницу» трактуют именно с гастрономический точки зрения. Ведь именно весной, в марте, телятся коровы, благодаря чему в доме бывает много молока, молочных продуктов и сливочного масла – «мазало». Масло, как символ достатка в семье, и круглый горячий блин, как олицетворение солнца, были обязательными атрибутами в ритуале «умащения» божества, стремления задобрить его. Ведь от солнца напрямую зависела плодородность земли. На самом же деле обрядовая составляющая более многогранна и сложна. В центре обычая – идея о начале нового года, цикла. Отсюда и другая сторона – побуждение плодородия в природе (человек так же относится к природным составляющим).
Не менее значимы и некоторые элементы культа древних славян, до сих пор сохранившиеся в обрядах масленицы. Стоит отметить, что для большинства традиционных религий характерно соотношение нового года и ритуалов, посвященных творению мира, обновлению вселенной, отказу от прошедшего. В обрядах масленицы уничтожение старого и стимуляция возрождения, плодородия переданы множеством деталей. К ним можно отнести сожжение мусора и чучела Масленицы. Важную роль в данной концепции играет поминальная составляющая масленицы. Считалось, что умершие, находящиеся одновременно и в земле, и в потустороннем мире, могли оказывать влияние на плодородие земли. Отсюда особое, почетное отношение к предкам, множество поминальных обрядов.
Костер разгорался! Люди в разноцветных, радостных костюмах кружились пестрым хороводом, а тем временем, часть из них явно замышляла что то не доброе. Одев, зверские маски, шкуры и темные одежды они засели в ледяной крепости ожидая своего часа. Дева – марена готова взойти на костер что бы уже наконец-то сгореть и дать молодой весне дорогу.
На поляне шла импровизированная битва зимы и весны. Две женщины одетые в костюмы, символизирующие 2 времени года, спорили и ругались друг с другом в стихотворной форме. Зима не уступала, а весна напирала. Зима сопротивлялась, а весна не задавалась. И через какое-то время весна одержала безоговорочную победу! А как же может быть иначе? Смену времен года еще никто отменял!
Пока шла битва, темные, холодные силы украли деву-марену, спрятав ее в ледяной крепости!
Увидав это дева-весна повела свое «теплое» и светлое воинство брать штурмом ледяную крепость. Суровая была битва, не хотели силы снежные сдаваться без боя, то и дело утаскивая за стену своих «горячих» противников. Снежные снаряды носились над головой. И вот в какой-то момент стена крепости поддалась под натиском «горячих» весенних воинов. Крепость пала! Морена захвачена и отправиться в костер! Потому что именно жар огня способен растопить лед. И дать начало новому, весне и теплу!
Но это еще не все традиции: не только Морену нужно сжечь, зиму растопить, но и обязательно разбудить медведя – хозяина леса. В языческой традиции медведь – это Велес, поэтому Славяне чествовали Медведя в этот праздник. Согласно обычаям, медведь должен захватить блины (масленицу), а девицы, которые пекли блины должны отпугивать медведя.
Весь праздник прошел на одном дыхании и завершился под вечер прыжками через костер и хождением по углям, уже ставшим традицией. У язычников много праздников, посвященных весне. И хочется надеяться, что Комоедица, как самый главный из них, принесет новый год и новое начало не только тем, кто в нее верит и ее празднует, но всем остальным, кто так заждался тепла и соскучился по весенней капели!
Рубрика: Репортаж. Метки: лес, масленица, язычество, религия, Комоедица.