26.10.2021 22:05

«Ночь в отеле» и ядерный взрыв в Табакерке

Пытливый зритель заметит, что жанр спектакля «Ночь в отеле» обозначен как «комедия относительности». Помните утверждение Эйнштейна о том, что нет ничего абсолютного и всё зависит от точки зрения на проблему. Тогда выходит, что и в комедии относительности всё относительно, а значит, комическая сторона спектакля, возможно, лишь видимая часть айсберга печали, иначе какой смысл заключён в наградах, которыми осыпали эту пьесу, а её автора британца Терри Джонсона удостоили титула «самого многообещающего драматурга», и почему именно этот материал среди множества прочих выбрал режиссёр и художественный руководитель Театра Табакова Владимир Машков.

Действие разворачивается в номере фешенебельной нью-йоркской гостиницы в 1954 году. На полупрозрачный занавес-экран эффектно проецируются силуэты героев. Их всего четыре, они не имеют имён, но не анонимны, а узнаваемые и вполне конкретные фигуры. Профессор (Альберт Эйнштейн), Сенатор (Джозеф Маккарти), Актриса (Мэрилин Монро) и Бейсболист (спортсмен и её муж Джо Ди Маджо).

Актёры играют героев, которых судьба сталкивает друг с другом при совершенно непредсказуемых вымышленных обстоятельствах, которые не могли с ними случиться нигде и никогда.

Сенатор Маккарти врывается в номер к Эйнштейну и требует от него произнести клеветническую речь перед комиссией, также в гости к профессору залетает голливудская кинодива Монро, а её муж Ди Маджо яростно ревнует и в каждом видит соперника.

Смешно? Вполне себе комично.

Авангард Леонтьев чрезвычайно органичен в гриме Эйнштейна, ходит босиком по сцене с всклокоченной головой и даже немного хулиганит, веселя зрителей. Прелестная Анастасия Тимушкова в роли Мэрилин Монро играет так легко и обворожительно, будто перед глазами  настоящая Норма Джин, а не двойник. Сергей Угрюмов закатывает сцены ревности с неподдельным итальянским темпераментом. Сенатор Маккарти у Александра Фисенко получился до крайности неприятным жестоким человеком, упёртым быком, неприемлющим возражений.

Любовная интрига связывает личное и общественное в единый конфликт.

Смешно? Очень! I wanna be loved by you pu pu pi du!

Но сценические комические свойства не главные в сути повествования, они лишь окрашивают основной ход действия, когда трагическое и смешное оказывается рядом. И постепенно приходит понимание сложной природы трагикомедии. Герои пьесы постепенно начинают раскрываться речевыми самохарактеристиками. Мэрилин, оказывается, способна поддерживать беседу с Эйнштейном на вполне достойном уровне с высоким уровнем понимания его идей. Ди Маджо, первоначально выглядящий как не сильно обременённый интеллектом спортсмен, вдруг обнаруживает истинную любовь к своей жене, которая страдает от отсутствия детей. Знаменитый учёный не поддаётся на грубые угрозы Маккарти, жертвует своей бесценной рукописью, чтобы не поддерживать планы развития атомного оружия в США. Сцена избиения сенатором Мэрилин отвратительна и бесчеловечна.

Своей блестящей игрой актёры ювелирно сближают противоположные планы – комический и драматический, лирический и трагедийный. Дуэт Сергея Угрюмова и Анастасии Тимушковой визуально безупречно разыгрывает мелодраматическую тему мужчина – женщина. Знаменитый бейсболист увидел актрису на фотографии и влюбился в неё с первого взгляда. Их брак в реальной жизни не продержался и года, спустя несколько лет Ди Маджо повторно делает предложение, которое Монро уже не успела принять. 20 лет он присылал красные розы на её могилу, никогда не давал повод желтой прессе судачить об их отношениях и никогда больше не женился.

У Мэрилин хранилась фотография Эйнштейна с его автографом. А великий учёный был пацифистом и ощущал вину даже за косвенное участие в создании ядерного оружия. Что касается Маккарти, то организованную им травлю и зачистку общества от коммунистов и гомосексуалов, вполне можно сравнить со сталинскими репрессиями.

Зная эти факты, становится понятно, что «Ночь в отеле», действительно, является комедией «относительности». Развязка сюжета в финале может показаться непредсказуемой и фантастической – небоскрёбы, виднеющиеся в окне гостиничного номера, застилает огненное пламя ядерного гриба, поднимая  белое платье, стоящей в проёме Мэрилин, как на культовых фотоснимках. Сцена ошарашивает зрителя наотмашь, хотя и является всего лишь минутным видением Профессора. На часах у него застыли цифры 8:15 – в это время ядерная бомба «Малыш» была сброшена на Хиросиму.

0F2A89050F2A89900F2A90030F2A90290F2A90510F2A90730F2A90830F2A91000F2A91020F2A91490F2A91640F2A91860F2A92230F2A92260F2A9230

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Ксения Бубенец

Рубрики: Разное, Культура. Метка: театр Табакова.

Другие публикации