21.11.2021 15:07

«Посмотрим, дураки вы или умные». «Балалайкин и Ко» Сергея Газарова

Сергей Газаров недавно сел в кресло художественного руководителя театра Джигарханяна и сразу в этом театре появилась энергия. Провели ребрендинг, отстраняясь таким образом от прежнего скандала, и придумали новое название Театр ПРОГРЕСС STAGE. Сделали удобным сайт театра и разогрели ожидания публики премьерой спектакля «Балалайкин и Ко». Спектакля крайне интересного и нестандартного, имеющего свойство громко резонировать со временем, и прошлым, и настоящим.

Немного слов хочется посвятить предыстории спектакля, она интересна. Литературной основой стал довольно объёмный роман Салтыкова-Щедрина, написанный в конце 19в. под названием «Современная идиллия». Сам писатель классиком русской литературы не особо считается, и всегда попадает под тень великих. Возможная причины принижения статуса – это злободневная актуальность, неприятная для общества острота проблем и буквально законсервированная в его произведениях «злоба дня». Сатира у него настолько едкая, насколько и ярко-образная, гротескная, а главное, к стыду, нашему, неустаревающая. Роман Сергей Михалков переделал в пьесу, а Георгий Товстоногов в московском «Современнике» поставил спектакль, на который было невозможно попасть – с фееричными Валентином Гафтом, Олегом Табаковым, Игорем Квашей, Андреем Мягковым, Ниной Дорошиной. В этом же 1973 году была создана киноверсия. Брались за него и в Театре Фоменко. И вот год 2021 – «Балалайкин и Ко» в ПРОГРЕСС СЦЕНЕ, Сергей Газаров – режиссёр.

В предыдущей товстоноговской постановке сценография была самая что ни на есть классическая, с канделябрами, фраками, и прочими атрибутами присущими тому времени. Газаров пригласил Сергея Землянского в качестве режиссёра по пластике и сценографа Владимира Арефьева, по этой причине футуристическое оформление сцены настолько интересно, что стиль её заслуживает отдельного разбора. Вторая причина, по которой театралы сразу же обратили свой взор в сторону театра – громкое имя Сергея Чонишвили, приглашенного со стороны (впрочем, можно ли назвать МХТ «стороной») в одной из главных ролей (во втором составе Анатолий Кот).

Жанровая материя спектакля формируется в сфере сатирического гротеска и пародийных приёмов. Но сама пародия не на литературный первоисточник, пародия уже заложена в романе самим Салтыковым-Щедриным.

Пародия прячется в глубинных пластах текста, и зритель невольно чувствует ядовитые вкрапления, иронию, насмешку, но что очень важно – не явно, не в лоб и не с размаха. И смяться зритель будет не часто, потому как смех этот над узнаванием нашей российской действительности, и типажей, и характеров, и присущих человеку опасливых страхов в самом себе. Своеобразный юмор в пьесе начинается уже с имён главных героев – Молчалин Грибоедова, Глумов Островского и Балалайкин, который переселился со страниц другого произведения Салтыкова-Щедрина. Время идёт, а Молчалин всё так же нерешителен и угодлив, Глумов также зрит в корень и даёт истинные оценки людям, которым льстит. До безобразия неприятно узнаваемы и другие персонажи, к которым тянутся параллели из современной действительности.

Радует ненавязчивость подачи, радует отсутствие агрессии в отношении «обличения пороков» – актуализация написанного Салтыковым-Щедриным заключается в другом. Зрители лишь наблюдатели, на сцене мы видим зеркало, которое лишь отражает и нас, и наше время. Что изменилось кроме бытовой атрибутики? Герои, два друга, Молчалин (Сергей Климов) и Глумов (Сергей Чонишвили) сами себя ограничивают в желаниях и разговорах внутренней цензурой, подгоняют себя под рамки добропорядочных граждан, запрещают себе думать и размышлять, разрешают есть и спать. Добровольно подрезают себе языки, помещают себя в невидимую тюрьму, в которой довольно-таки удобно существовать, искореняют в себе свободу мысли и нивелируют её ценность. Парадоксальный случай знакомит их с авантюрным адвокатом Балалайкиным (Альберт Хасиев) и грозным квартальным Иваном Тимофеевичем (Сергей Серов).

И далее в спектакле обнаруживается великолепная и сумасшедшая фантасмагоричность сюжета и героев. Абсурдность истории, в которую оказались вовлечены герои, показана посредством почти карнавального вихря масок и сценической гротескности, родословная которой похоже ведёт к мюзик-холлу. Актёрам интересно в своих образах, есть что играть. Как всегда, великолепный Сергей Чонишвили, который полностью «зацепил» и выхватил из жизни все характерные нюансы своего персонажа. Обращайте внимание на пантомиму рук молодых артистов одетых в униформу, они играют Страхи, не те страхи, что из подсознания, а внушённые, что на поверхности и говорят противными голосами «Сиди спокойно!», «Не делай этого!», «Зачем тебе всё это надо!»

Смешно, ярко, красиво, поучительно.

И финал не ставит громких вопросов «Как жить?», «Кто виноват?» или «Что делать?». Досыта накормленный гражданин с загнанными внутрь себя страхами и потушенным огнём, не взлетит в небо, а предпочтёт ему свою лоханку с едой да квартирку с отоплением.

Не так ли, господа?

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Сергей Чалый

Рубрики: Разное, Культура. Метка: ПРОГРЕСС STAGE.

Другие публикации