24.03.2022 12:26

«Город на память». 715. Выставка «Моторы войны»

24 марта 2022 года
Фотопроект «Город на память». 715. Выставка «Моторы войны»

Выставка военной техники «Моторы войны» в декабре 2021 года открылась на Рогожском Валу. Ценители автостарины хорошо знают это выставочное пространство, в котором располагался Музей ретроавтомобилей Дмитрия Октябрьского, а затем Музей Мосгортранса.

Комплекс зданий был построен в 1951 году для Автомобильно-экспедиционного комбината № 4, специализировавшегося на перевозке мелких грузов, а после вывода транспортного предприятия гараж приспособили для музейного использования. Это интересный образец индустриальной архитектуры сталинского периода с просторными нефами, огромными окнами и стальными фермами перекрытий.

Экспозиция «Моторы войны» создана на основе частных коллекций Вячеслава Лен, Евгения Шаманского и Игоря Шишкина при участии военно-исторического клуба «Капонир» совместно с ГУП «Мосгортранс». В ней представлены более 150 экспонатов – автомобили, мотоциклы, бронетехника и гужевой транспорт всех стран-участниц Второй Мировой войны: СССР, Германии, США, Англии, Австрии, Чехословакии, Швеции, Франции, Канады, Италии и Японии.

На выставке впервые столь полно представлена линейка советских колёсных бронеавтомобилей, коллекция немецких армейских повозок и полевых кухонь на гужевой тяге, разнообразные служебные машины тылового обеспечения армий разных стран. Экспонаты прошли сложнейшую реставрацию и аутентичны до самых мельчайших деталей. Не менее интересны и самые свежие приобретения коллекционеров, которым ещё только предстоят реставрационные работы.

Экскурсии по выставке проводит историк вооружения и военной техники Юрий Пашолок.

За рулём мотоцикла коллекционер исторической техники Вячеслав Лен.

На выставке техника представлена тематическими блоками по принадлежности одной из воевавших коалиций.

Открывает экспозицию коллекция советских бронеавтомобилей Рабоче-крестьянской Красной армии.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8 конструкции инженера Н.Дыренкова (1931). Из 28 выпущенных автомобилей сохранился лишь один.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20 (1938). Разведывательная бронемашина укомплектована одним пулемётом ДТ.

Самый массовый советский средний (пушечный) бронеавтомобиль БА-10 произведён в количестве 3392 единиц. Останки машины найдены на заброшенной дороге в Ленинградской области.

Средний танк Т-34 (1941) разработан КБ завода 183 под руководством М.Кошкина на замену лёгким танкам БТ. Т-34 сыграл ключевую роль в сражениях Великой Отечественной войны и стал самым массовым танком в истории мирового танкостроения.

Лёгкий танк Т-26 (1936) представляет собой доработанную версию английского «Виккерс» и производился в нескольких вариантах – двухбашенным и однобашенным. Представленный экспонат собран из нескольких фрагментов.

Система залпового огня М-8-36 (1944) представляет собой один из вариантов советского реактивного миномёта. Единственная сохранившаяся до наших дней машина найдена на полях сражений и восстановлена реставраторами.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76М (1944) служила незаменимым средством поддержки советских танков и пехоты.

Артиллерийский тягач тяжёлого класса «Коминтерн» (1939) использовался для транспортировки гаубиц, а также в качестве танкового эвакуатора.

Полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-33 (1940)

Полугусеничный тягач ЗИС-42 (1942) – тягач дивизионной артиллерии

Топливозаправщик ГАЗ-ААА (1939). Его трёхосная конструкция повышала проходимость и увеличивала грузоподъёмность до двух тонн. Данный автомобиль использовался на аэродромах на Дальнем Востоке.

Транспортный трактор СТЗ-5 (1938) – тягач дивизионной артиллерии.

Тяжёлый армейский мотоцикл М-72 – мощный и надёжный мотоцикл мог укомплектовываться коляской с ручным пулемётом. Представленный мотоцикл участвовал в съёмках польского военного сериала «Четыре танкиста и собака».

Фургон для перевозки хлеба ГАЗ-АА (1938) с тремя отсеками для стандартных хлебных лотков. Представленная машина работала до 1960 года, после чего оказалась на постаменте возле автобазы Мосхлебтранс № 23, а в 1979 году оказалась востребованной на съёмках телефильма «Место встречи изменить нельзя».

Экспозиция колёсной техники гитлеровской Германии и её сателлитов открывается армейскими повозками на гужевой тяге. Зенитный прицеп MG Wagen 36 (1938, Германия). Зенитная турель имела круговой сектор обстрела из спаренных пулемётов MG-34 и являлась эффективным средством борьбы с низколетящими самолётами. Экспонат найден в Смоленской области, где был брошен немцами.

Повозка с полевой кухней (1937, Германия). Конструкция малой полевой кухни почти не менялась со времён Первой Мировой войны, её можно было перевозить упряжкой из двух лошадей или погрузить в кузов автомобиля. Малая полевая кухня могла обеспечить горячим питанием 60-125 военнослужащих, а большая – 125-250 человек.

Лёгкая повозка (Германия) создавалась на основе повозок конца XIX века и оставалась типичным спутником немецких пехотных дивизий во Второй Мировой войне.

Лёгкий понтонный прицеп (1941, Германия) предназначался для переправы пехотных дивизий – солдат и грузовых автомобилей. В состав понтонного парка входило 20 таких понтонов. До наших дней сохранился единственный комплект подобной понтонной переправы с прицепами.

Мотоциклы BMW массово использовались в немецкой армии, в том числе реквизированные во время войны у гражданского населения. Большое количество мотоциклов оказалось в СССР после Победы в качестве трофеев.

Тяжёлый мотоцикл Rikuo Type 97 (1942, Япония) создан по американской лицензии и повторяет модель Харлей-Дэвидсон с приводом на ось коляски. Мотоцикл Rikuo («Король дорог») использовался в японской армии для разведки и связи, а после войны в качестве трофея попал в Советский Союз.

Лёгкий полугусеничный тягач NSU Kettenkrad HK-101 (1941, Германия) изначально разработан для горных стрелков, но использовался во всех видах вооружённых сил Германии для транспортировки миномётов, зенитных пушек, катушек с телефонным кабелем и всевозможных прицепов. Трофейные Кеттенкрады нашли применение в советских колхозах, в одном из которых в Кировской области был обнаружен этот экспонат.

Грузовой автомобиль Citroen Type 23 U (Франция). С 1940 по 1944 год во время оккупации Франции компания Ситроен сотрудничала с Германией и произвела для немцев 7700 грузовиков семейства Type 23.

Грузовой автомобиль Opel Blitz 3.5-157 (1935, Германия) – один из наиболее массовых грузовиков вермахта.

Грузовой автомобиль Tatra T27B (1941, Чехословакия) использовался вермахтом в ходе нападения на Советский Союз и на европейском театре военных действий. Этот автомобиль стал трофеем французской армии при освобождении Нормандии и сохранился в оригинальном состоянии до наших дней.

Санитарный фургон Phanomen Granit 25H (1939, Германия) представляет собой обычный коммерческий грузовик, переоборудованный под военные задачи. Машина экспонировалась в военном музее в США, откуда была выкуплена российскими коллекционерами.

Артиллерийский тягач Fiat-SPA ТМ 40 (1942, Италия) использовался итальянской и немецкой армиями, в том числе на Восточном фронте под Сталинградом.

Артиллерийский тягач Fiat-SPA TL.37 (1942, Италия) – версия с мощной лебёдкой для перевозки понтонного парка.

Трактор FAMO Rubezahl (1940, Германия) – мощный тягач с дизелем в 65 лошадиных сил был тихоходным, но обладал хорошей проходимостью.

Командирский автомобиль Horch 830R (1934, Германия) – это упрощённая версия гражданской легковой машины с брезентовыми дверьми и корытообразными сиденьями. Представленная на выставке машина была утрачена немецкими войсками во время авианалёта при переправе через Дон и пролежала на берегу более полувека, пока не попала в руки реставраторов.

Полугусеничный тягач Artilleritraktor Volvo HBT (1944, Швеция) использовался для буксировки гаубиц. Этот экземпляр оказался в Англии, снимался в военных фильмах и был приобретён в частную коллекцию.

Пожарный автомобиль Меrcedes-Benz L1500S (1943, Германия) создан на базе полноприводного шасси. Пожарная версия укомплектована четырёхдверным кузовом с отсеком для цистерны и ящиком для пожарного инвентаря. После войны эти машины ещё долго служили в пожарных частях, откуда и попадали прямиком в частные коллекции.

Тяжёлый командирский автомобиль Phanomen Granit 1500А (1943, Германия) создан в 1941 году по плану Шелла – программе оптимизации производства немецких машин. Согласно этому плану, в немецкой армии появились «единые тяжёлые» внедорожники на смену сложным Хорьхам.

Грузовой автомобиль Isuzu TX-40 Type 97 (1943, Япония) – самый массовый грузовик японской императорской армии. На выставке представлена единственная сохранившаяся комплектная машина модели TX-40, оказавшаяся с японской армией на Филиппинах и после войны ещё 40 лет перевозившая грузы.

Система залпового огня 15cm Nebelwerfer 41 (1943, Германия) проектировалась с 1930 года для применения химического оружия и считалось, что для поражения значительной площади достаточно шести стволов. В итоге химические боеприпасы не использовались, а осколочно-фугасные заряды по массе взрывчатого вещества уступали советским реактивным миномётам, не говоря о количестве стволов.

Тяжёлый прицеп-генератор (1941, Германия) обеспечивал подачу напряжения 220 вольт и использовался прежде всего немецкими связистами. Сейчас такой прицеп в оригинальном состоянии является музейной редкостью.

Командирский автомобиль Fiat 508 CM (1942, Италия), спроектированный на шасси гражданского легкового автомобиля, довольно уверенно чувствовал себя на бездорожье, но и вездеходом его тоже назвать нельзя.

Радийный фургон повышенной проходимости Fiat-SPA (1941, Италия) долгое время украшал знаменитую коллекцию Андрэ Беккера, пока не был выставлен на торги Парижского аукционного дома. По итогам аукциона грузовик попал к российским коллекционерам и ожидает очереди на реставрацию.

Итальянские грузовые автомобили OM Taurus (1941), Fiat 626 (1941), Fiat-SPA 38R (1941) оказались приспособлены к самым разным условиям эксплуатации – от пустынь в Северной Африки до заснеженных дорог под Сталинградом. На их шасси выпускалась спецтехника – радийные и санитарные фургоны, штабные автобусы, заправщики, полевые мастерские.

Основными производителями военной техники союзников являлись США, Англия, Канада.

Бронетранспортёр Chevrolet С15ТА (1944, Канада) показал себя неприхотливой и надёжной машиной, которую можно использовать для разведки или перевозки личного состава и артиллерии. После Второй Мировой войны бронетранспортёр поступил на вооружение голландской, бельгийской, норвежской и датской армий.

Лёгкий бронеавтомобиль Daimler Scout Car Dingo (1944, Англия) использовался британской армией в качестве разведывательной машины с 1940 года. Конструкция самого массового английского броневика модернизировалась настолько удачно, что свои версии создали итальянцы и канадцы.

Танковый эвакуатор Scammell Pioneer (1942, Англия) обладал усиленной конструкцией шасси и оснащался краном грузоподъёмностью восемь тонн. В 1942 году 12 тягачей было поставлено в Советский Союз, эти машины после войны использовались как гражданские тягачи, а один из них оказался в частной коллекции.

Грузовой автомобиль Chevrolet C60X с фургоном для полевой мастерской (1944, Канада). 1500 таких машин союзники поставили в СССР по ленд-лизу, первые машины прибыли в 1943 году.

Командирский автомобиль Humber FWD (1943, Англия) – полноприводной внедорожник, востребованный связистами и штабными офицерами английской армии.

Аэродромный тягач HST M2 (1943, США) – это быстроходный трактор с резинотканевыми гусеничными лентами вместо цельнометаллических. Тягач буксировал самолёты и тележки с авиабомбами, в том числе и на советских аэродромах.

Бронеавтомобиль Scout Car M3A1 (1944, США) широко применялся в американской армии для разведки и перевозки личного состава, как штабная машина и машина связи. По программе ленд-лиза 3340 машин было поставлено в Советский Союз. Позднее концепция многоцелевого американского броневика легла в основу проекта БТР-40.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Моторы войны, московские музеи.

Другие публикации