4 апреля 2022 года
Фотопроект «Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала
Архитектурный ансамбль на Каланчёвской (Комсомольской) площади создан по проекту архитектора Алексея Щусева и объединяет несколько зданий, имеющих непосредственное отношение к Московско-Казанской железной дороге – Казанский вокзал, технические службы и котельную, Дом культуры железнодорожников. Комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
Первое деревянное здание тогда ещё Рязанского вокзала было построено в 1862 году к открытию движения на Московско-Рязанской железной дороге. Спустя два года деревянная постройка была заменена каменным одноэтажным вокзалом по проекту архитектора Матвея Левестама. В 1893 году открылась Московско-Казанская железная дорога, пассажиропоток значительно вырос и правление дороги задумалось о возведении более просторного вокзального здания.
Казанский вокзал. 1904-1912 гг.: https://pastvu.com/p/204459
По условиям архитектурного конкурса оформление комплекса должно было символизировать связь Европы и Азии и эта тема оказалось более полно раскрыта Алексеем Щусевым, который опередил своего не менее именитого коллегу и мастера модерна Фёдора Шехтеля. Окончательный проект был утверждён в 1913 году и сразу же начались строительные работы, на которые правление не пожалело средств. К оформлению интерьеров привлекались художники Николай Рерих, Борис Кустодиев, Александр Бенуа, Евгений Лансере.
Комсомольская площадь, 2 – Казанский вокзал
В процессе строительства первоначальный проект Щусева совершенствовался, на фасадах и в интерьерах появилась советская символика, а в ходе последующих реконструкций Казанского вокзала добавились новые корпуса с залами ожидания, билетными терминалами, камерами хранения. С этими сугубо функциональными помещениями соседствует роскошный зал ресторана, спроектированный в виде огромной старинной трапезной палаты и богато украшенный лепниной и фресками.
За этим фасадом находился ресторан.
Литераторы Илья Ильф и Евгений Петров, трудившиеся на ниве журналистики в железнодорожной газете «Гудок», а также писавшие дуэтом увлекательные романы, не прошли мимо грандиозных перемен на Каланчёвской площади и заглянули на Казанский вокзал. Вот цитата из их романа «Двенадцать стульев»: «Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками, легко может поместиться в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала».
Казанский вокзал. Главный зал ресторана. 1938 год: https://pastvu.com/p/757237
Оформление интерьеров огромного ресторана происходило уже после Октябрьской революции, поэтому в вычурные рамки московского барокко оказались вписаны не какие-то старорежимные сюжеты, а картины трудовых будней советских людей из разных республик молодой Страны Советов. Эти живописные работы созданы художником Евгением Лансере.
В наши дни бывший ресторан используется в качестве зала ожидания повышенной комфортности. Угнездившиеся на мягких диванах транзитные пассажиры могут неспешно разглядывать эту картинную галерею, воспевающую достижения московских строителей и казахских животноводов, сибирских охотников и мурманских рыбаков, колхозников Поволжья и хлеборобов Украины.
Комсомольская площадь, 4 – ЦДКЖ. Ещё одно здание, примечательное своими интерьерами, расположено на противоположном конце вокзального комплекса, это Центральный Дом культуры железнодорожников, построенный в 1927 году.
Комсомольская площадь. 1965-1974 гг.: https://pastvu.com/p/58052
Архитектор Алексей Щусев использовал в оформлении фасада каменные элементы, свойственные эпохе «нарышкинского» барокко, и органично вписал дом культуры в архитектурный ансамбль Казанского вокзала. Соавтором Щусева стал инженер Генрих Карлсен, рассчитавший параметры мощной железобетонной конструкции в виде полукольца, на которой расположен зрительный зал. Поначалу в качестве фойе использовались бывшие служебные помещения Казанского вокзала, а в 1940 году внутренняя планировка здания обрела нынешний вид.
Центральный дом культуры железнодорожников. 1937-1938 гг.: https://pastvu.com/p/9752
Центральный дом культуры железнодорожников. 1939-1950 гг.: https://pastvu.com/p/514239
Праздничное оформление клуба. 1932 год: https://pastvu.com/p/389646
Клуб имени Октябрьской революции. 1932 год: https://pastvu.com/p/305103
Образцовый рабочий клуб-театр для членов профсоюза железнодорожников (Театр-клуб Дорпрофсожа Моск.-Каз.ж-д) в первые годы Советской власти стал известен как Клуб имени Октябрьской революции. С 1935 года образовательно-развлекательное учреждение было переименовано в Центральный Дом культуры железнодорожников всесоюзного значения.
Здание клуба построено на средства Наркомата путей сообщения, дорожного комитета и центрального комитета Союза железнодорожников, однако по городской легенде, якобы ссылающейся на газету «Гудок», в строительство были вложены деньги купца Николая Стахеева, который после революции эмигрировал во Францию, вернулся в Москву в 1918 году за припрятанными драгоценностями, но был пойман сотрудниками ГПУ. Чекисты сделали Стахееву предложение, от которого тот не смог отказаться, – сдача купеческих богатств в пользу государства в обмен на пенсию и выезд из Советской России.
Уже упоминавшиеся писатели Ильф и Петров творчески переработали эту историю и в 1927 году написали сатирический роман «Двенадцать стульев», в котором купец Стахеев стал прототипом Ипполита Воробьянинова, а на спрятанные в стуле сокровища был построен Дом культуры железнодорожников. «Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям», – так завершили Ильф и Петров своё повествование.
В помещениях ЦДКЖ работали кружки и секции, создавались коллективы художественной самодеятельности, которыми руководили, в частности, такие мэтры советской эстрадной культуры, как Леонид Утёсов и Исаак Дунаевский. Впоследствии на сцену дома культуры выходили все звёзды эстрады, здесь предпочитал выступать Аркадий Райкин во время московских гастролей своего Театра миниатюр, а в мае 1974 года в этом зале состоялся сольный дебют молодой певицы Аллы Пугачёвой.
И в наши дни ЦДКЖ остаётся популярной в Москве театральной и концертной площадкой. Изначально рассчитанный на 1200 стульев театральный зал претерпел некоторые изменения и сейчас в комфортных креслах могут разместиться 700 зрителей.
Театр-клуб Дорпрофсожа Моск.-Каз. ж-д при Казанском вокзале в Москве. 1927-1928 гг.: https://pastvu.com/p/1528012
На фото: сцены из спектаклей «Белоснежка и семь гномов» и «Остров сокровищ» продюсерского центра «Триумф».
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, Комсомольская площадь, Казанский вокзал.