Группа «Звери» – явление в российской музыке уникальное. Лихо стартанув альбомом «Голод», умудряются не снижать планку до сих пор, а ведь прошло уже десять лет, и многие из тех, кто начинал слушать “Зверей” в 2003-м, уже обзавелись семьями, и дети у многих пошли уже в первый класс. Из таких же явлений всенародного обожания можно выделить только «Тату», но они были обречены изначально. Видимо, Иван Шаповалов по этическим соображениям не захотел кормить подопечных гормонами, прекращающим человеческий рост, вот и тут самое время вспомнить набоковское «Они теперь старые. Семнадцатилетние».
Но, те самые, «семнадцатилетние» – основная масса поклонниц «Зверей» до сих пор, и поэтому ждать от них чего-либо сверхъестественного неразумно, но, придя в субботу в Стадиум лайв на Соколе, я был сильно удивлён очень многим, но обо всём по порядку.
Суббота выдалась крайне суматошной, поэтому вместо того, чтобы приехать на место пораньше и пообщаться с изнывающей в ожидании публикой, я зачем-то вышел на остановку раньше и попал, как вы понимаете, в Arena Moscow. В списках оказался кто-то с очень похожим именем, и когда я получил в руки аккредитацию, пришлось довольно заметное количество времени соображать «а чего это они в последний момент заменили «Зверей» на «In Flames». Ничего не оставалось, как срочно ловить машину. В общем-то все в курсе, что абсолютное поголовье московских таксистов выходцы из южных республик бывшего СССР сразу зарядил «пицот» и был отправлен покурить в сторонке. Дело принципа. Ни один вменяемый человек за один пролёт метро столько не заплатит, даже Роман Абрамович. С немалым трудом был пойман другой, но тоже ушлый бомбила, который на подступах к Стадиуму поведал историю, что дорожные работы у метро Сокол ведутся с 2010 года и конца им не видно. Машины едут по одной полосе черепашьими темпами, да и пешеходы не скачут, как мустанги по прерии. При чём здесь Лужков? Куда смотрит Собянин? Кто в этом городе власть? Размышлял я, пуская сигаретный дым в приоткрытое окошко.
Наконец, услышав долгожданное «слезай, приехали», я, что есть силы, бросился бегом по лужам в заведение. Надо сказать, что никакие фотографии не передают реальных масштабов Стадиума. Внутри он просто огромный. В футбольных полях не подсчитывал, но крупнее концертная площадка, пожалуй, только Олимпийский. И весь танцевальный партер забит людьми до отказа. Полностью. У бара оставалась лишь жидкая дорожка, по которой со скрипом перемещались несчастные люди, и ещё более несчастными были те, кому случайно прилетел в стакан с пивом чужой локоть, и этот стакан разливался на окружающих. Разумеется, настоящий фанат должен находится среди таких же фанатов по колено в пиве и крови, а я немедленно направился туда, где наливают, чтобы испробовать на крепость местный бар и собственный бумажник.
После первого бокала пенного напитка сразу захотелось следующий, который, в свою очередь напомнил старую порочную практику многих московских клубов, где время от времени играют концерты. На этом я бы хотел заострить особое внимание, потому как это касается каждого и мешает становлению гражданского общества посильнее фальсифицированных выборов. Дело в том, что пластиковые стаканы с логотипом «Сибирская корона», в которые разливают пиво в Стадиуме, маркированы отметкой 0.4ml., а в прейскуранте заведения написано, что платите вы за 0.5ml. Я уже не говорю о том, что в пылу страстей, которые обычно бывают на концертах, зритель особо не будет разбираться, какое количество пены ему плеснули, но здесь мы имеем обман потребителя без всякой примеси. То есть за концерт в несколько тысяч зрителей, с бара снимается просто безумное количество неучтённых денег. А так как на все сто метров барной стойки такую самодеятельность барменам явно бы никто не позволил, то ежу понятно, что это санкционировано напрямую дирекцией. Словом, осадок остался.
И от бичевания социальных язв, перейдём же непосредственно к виновникам торжества. Рома «Зверь» Билык очень удивил и порадовал. Чего я, признаться, от человека, который все песни на альбомах, кроме весёлых, играет в ля-миноре, уж никак не надеялся услышать. Старые хиты были весьма качественно обработаны в духе серьёзного рока. То есть всякие чайфы-бутусовы и близко не стояли. Качественый саунд с импровизациями соло-гитары, интересными и неожиданными вступлениями, и такими же кодами у ребят выше всяких похвал. Чётко отыграли. Кстати сказать, доводилось слышать много нелестных отзывов о качестве звука в Стадиуме. На концерте стало понятно, что авторы подобных мнений никогда клуб не посещали. Звук на высшем уровне, как в плеере с дорогими наушниками – не придерёшься.
Но больше самого концерта меня интересовали, как и всегда впрочем, люди, которые на него собрались. И в первую очередь интересовало, как и что они понимают в песнях любимого артиста. Ведь, по большому счёту, всю поэзию Ромы «Зверя» можно свести к недвусмысленной прелюдии акта совокупления с особью, заканчивающей школу. И я тешил себя наивной надеждой как-нибудь ещё полнее понять стихи автора, а кто как не его преданные поклонники могут в этом помочь? Так вот, цитируя совершенно разным людям и по возрасту и по социальному положению отрывки из разных текстов, которые имели ярко выраженный эротический подтекст, неизменно получал с точностью до запятой одинаковый ответ «ну… каждый находит что-то своё», причём, что именно они находят для себя, никто внятно сформулировать не смог. В конце чуть было не разрыдался от досады, за то, что задание провалено. И никаких революционных новшеств ни в эстетике ни в культурологии общение с публикой не открыло.
Вердикт же таков. Если вы собираетесь посетить концерт на крупных площадках, не скупитесь, покупайте билеты в вип-зону. Там, может быть, больше пафоса, но просторно, нет толкотни, и вы гарантированно сможете танцевать размахивая руками, не опасаясь кого-то задеть, а не стоять как пингвины на нересте в танцевальном партере. А если хотите полного комфорта, купите приличную систему и обзаведитесь серьёзным звукоизоляционным покрытием стен и потолка с полом. Потому как восприятие музыки, дело субъективное и очень личное, а на концерты люди ходят чаще для того, чтобы хоть как-то оторваться от бездны одиночества, в которой обречён находится каждый, кто попал в большой город. Может быть, у кого-то это получается.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: рок, Stadium-Live, Звери.