Месяц назад все дружно праздновали Масленицу и мечтали прогнать зиму. Что-то явно не сработало, учитывая погоду за окном. Видимо не все чучела тогда сгорели. В эти выходные в подмосковном лесу языческие общины отпраздновали славянскую Масленицу, приуроченную к весеннему равноденствию. Надеемся, танцы с бубном приведут к должному результату.
Изначально масленица была языческим праздником. Однако с приходом христианства весеннее равноденствие (20-21 марта) всегда стало приходиться на Великий пост. Поэтому и всенародное поедание блинов теперь наступает на месяц раньше.
А славяне, не знавшие ни Пасхи, ни постов, праздновали Масленицу в конце марта, когда день становился равен ночи и просыпалось все живое.
Второе название славянской Масленицы – Комоедица. Это сейчас такое слово вспоминают только в отдалённых деревнях Белоруссии, а раньше комами называли медведей. Косолапый считался родоначальником всех людей, олицетворял бога скота Велеса, и в Комоедицу ему преподносили подарки. Особо почитались блины – символ солнца и весны. Медведю отдавали первый, самый почётный. Вот вам и первоначальный смысл пословицы “Первый блин комАм”.
В общем, Комоедица или Масленица – праздник не только весны, но и медведя. Он станоился одним из героев дня, участвовал в обрядах. Понятно, что не настоящий, а ряженый.
Эти выходные также не стали исключением.
1. Праздновали на небольшом современнном капище. Как и у древних славян, на нем должен обязательно стоять идол. Четыре лица обозначают четырех высших богов
2. Торг на празднике. Можно купить культовые и бытовые деревянные изделия ручной работы. Подмосковный лес для утвари не годится, древесину везут из Нижегородской области. Из районов, где делают знаменитую Хохлому
3. Цены – от нескольких сотен рублей
4. Какая же Масленица без чучела? У язычников в него вкладывается более глубокий смысл: чучело не зимы, как у христиан, а Марены – воплощения зла и смерти. С этим персонажем связывались сезонные изменения природы, смена дня и ночи. Марену весь год задабривали и только на Масленицу она становилась объектом расправы славян.
Эта сделана из камыша и жить ей осталось недолго)
5. Празднование начинается. Собравшиеся просят солнце согреть землю и прийти весну
6. Все становятся в круг (коло) и водят хоровод вокруг костра, в который позже положат дары предкам и сожгут Марену
7. Круг для язычников имеет особый смысл. По кругу непрерывно меняются времена года, день и ночь. По кругу течет и жизнь людей
8. Хоровод водится “по солнцу” – по часовой стрелке
9. Всё это сопровождается песнями и просьбами. Например:
«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»
10.
11.
12.
13.
14. Собравшиеся по очереди пьют из чаши квас, просят богов смилостивиться, дать тепло
15. Часть кваса выливается в костёр. Это жертва богам и дар предкам. Позже сжигаются специальный ритуальный хлеб и блины
16. Но вернёмся к Марене
17. По ходу праздника кукла 3 раза обносится вокруг костра. А дальше начинается представление: может Марене нужен жених? и все начинают его искать
18. И находят. Им выступает ряженый медведь, которого будят и вытаскивают из берлоги. У славян “медведь” просыпался, после того, как ему на шею сядет девушка и попрыгает на нём. Но сегодня такого не было.
Пробуждение медведя (пробуди) – символ прихода весны
19. С песнями медведя ведут к костру для того, чтобы он присоединился к празднику
20. Однако незадача: Марену стащили “демоны”, не желающие окончания зимы
21. Вот они, злодеи. Спрятались в своей крепости
22. Решение принимается быстро – демонов поймать, крепость взять, Марену отобрать и сжечь. Начинается битва
23. Разумеется, добро побеждает зло
24.
25. Теперь можно и зиму проводить, и блинов наесться
26.
27. С хороводами и песнями
28. «Приезжай ты к нам широк двор, на горах покататься
В блинах поваляться, сердцем потешаться.
Масленица – красная краса, русая коса
Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка.»
29.
30. «Марена загорела,
Всему миру надоела!»
31. Скорее бы весна!
Можно по-разному относиться к язычникам, но они вносят вклад в сохранение того, что мы старательно пытаемся забыть. Надеемся, что и славянские праздники рано или поздно обретут популярность у народа, так “гордящегося” своей культурой.
Иван Гущин, Артём Ермаков, Алексей Куликов (оригинал).
Рубрика: Репортаж. Метки: масленица, язычество, праздник, традиции.