Недавно в парке Лосиный остров прошел один из почитаем современной языческой традицией праздник «День пробуждения змей». В это время в лесах средней полосы России просыпаются змеи.
Одни из первых просыпаются ужи и гадюки. Праздник проводился на славянском, ведическом святилище – капище Мокоши.
1.
Мокошь (Макошь) — женское божество в восточнославянской мифологии, покровительница женского начала, плодородия, прядения и ткачества.
В её ведении находилось прядение. Мокошь — единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств. Некоторыми исследователями сопоставлялась с богиней плодородия скифов-землепашцев и женским божеством трипольской культуры. Считалось, что богиня покровительствует прядению, наказывает тех, кто работает в пятницу (вероятно, священный день Мокоши). Её соотносят с греческими богинями судьбы Мойрами, прядущими нити жизни, и германскими «пряхами судьбы» — Норнами). Имела связь с Рожаницами, Суденицами, Долей и Недолей (они считались её помощницами). Память о Мокоши на территории Украины и Русского Севера хранилась до XIX века. В жертву ей приносилась пряжа, выбрасывавшаяся в колодец (ритуал назывался «мокрида», ср. имя Мокошь).
Возможно, Мокошь является образом древнейшей, ещё палеолитического происхождения, богини-матери, которая известна как палеолитическая Венера. Древнейшая богиня была подательницей жизни. Имеет огромные груди, выделены живот и бедра. Руки, ноги, лицо — едва намечены. По мнению Б. А. Рыбакова, Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна.
Согласно Фасмеру, слово «Мокошь» происходит от «мокнуть» (вместе с тем, возможна связь с не сохранившимся корнем *mokos, «прядение»).
Основной смысл происходящего действа в том, что пробудить царя змеев, который должен найти себе невесту. На роль невесты обычно выбирается одна из присутствующих девушек. Ей на голову одевается венок из живых цветов. Такой же венок надевают на голову символического, сложенного из камней змея. После чего девушка «кормит» и «поит» его хлебом и молоком, а другие водят во круг нее хоровод и поют. После этого символический змей пробуждается, превращаясь в юношу, обычно выбранного в женихи девушкой. Она одевает ему на голову тот венок, который украшал голову каменного идола и они продолжают обряд уже вдвоем. Поют песни, ходят в хороводе радуются весне и друг другу.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
В общем, впечатление от всего происходящего осталось очень положительное.
Рубрика: Репортаж. Метки: язычество, праздник, обычай, змеи.