Продюсерское агентство Bokovfactory умеет задавать тренды в культуре. Причем, каждый раз компании удается сделать не просто событие, а фейерверк с громкостью пушечного выстрела. После масштабного фестиваля Тарковского в Плесе «Зеркало», Алексей Боков, главный продюсер, готовит новую бомбу: Dovlatovfest в Псковской области. Инициатором проведения фестиваля выступили Надежда Оболенцева (глава закрытого интеллектуального клуба «418») и власти Псковской области. Презентация будущего фестиваля прошла в довлатовских местах в прошлые выходные.
После шумной Москвы Псков очаровывает своей провинциальной простотой и свежестью. Кажется, что сочную зелень и голубое небо отполировал до блеска невидимый трубочист. И даже дышится проще и легче. Это маленький компактный город, где все архитектурные достопримечательности находятся в шаге друг от друга. Местный экскурсовод, показывая древний Кремль и монастырь (все, между прочим, XII века), с грустью сказала, что средневековый Псков не так сильно раскручен. Айдан Салахова, куратор выставки современной скульптуры Artpole облюбовала уже эти места. Городские власти поддержали и выступили с инициативой, чтобы скульптуры стояли не три дня, а целый месяц.
«Туристы приехали отдыхать. Пушкин для них – это символ культуры. Им важно ощущение – я здесь был. Необходимо было поставить галочку в сознании. Расписаться в книге духовности. Моя обязанность – доставить им эту радость, не слишком утомляя» – писал иронично Довлатов в «Заповеднике» о работе экскурсовода. Пожалуй, за 40 лет туристы не слишком изменились. В выходные в музее был особый наплыв туристов. Но все группы как бы растворялись в огромном пространстве заповедника.
Школьники бегали и фотографировались на фоне сада. Взрослые туристы восторженно вздыхали. Почитатели поэта останавливались у знаменитого дуба из Лукоморья и искали аллею Анны Керн. Пейзажи, зелень, вид на поля и реку нокаутировали божественной красотой. «Чтоб я был в такой ссылке»- с улыбкой признался Павел Каплевич, разглядывая «типично псковские дали» вместе с Айдан Салаховой и Григорием Остером. Павел Каплевич будет курировать театральную программу, которая пройдет в псковском драмтеатре им. Пушкина: «Довлатов пока больше для читателей, чем для зрителей. Пока. Он ждет своего режиссера. Довлатовская литература нужна нашему театру, и те опыты, которые я видел, всегда очень интересные, эволюционные. Довлатов своей интонацией восполнил пропущенные возможности, вслед за Гоголем и Зощенко поддержал пласт литературы гофмановского толка. Довлатов вообще был будто создан для того, чтобы удивлять: красивый, сильный, мощный, литература с «лица необщим выраженьем». Очень необщим. Мне кажется, это самое важное — чтобы театральная часть фестиваля была с одной стороны удивительная, с другой — помогла бы найти этого самого человека, который был бы созвучен довлатовской литературе, смог бы открыть эти новые для театра образы».
В тот день в Михайловском прошли открытые литературные чтения. Куратор поэтической программы Вера Полозкова прочла любимый отрывок из «Компромисса», монолог Татьяны из «Евгения Онегина» и несколько своих стихов. А Павел Каплевич лихо продекламировал к «Кокетке», энергично сняв белую шляпу: «И вы поверить мне могли, как простодушная Аньеса? В каком романе вы нашли, чтоб умер от любви повеса?». Полозкова считает, что поэзии на фестивале самое место: «Те, кто читал собрание сочинений Довлатова, помнят, как филолог Андрей Арьев рассуждает про «память о стихотворном ритме, лирическом гуле» в текстах писателя. Арьев приводит множественные примеры. Сергей Вольф вспоминает, что обязан Сергею Довлатову своим переходом от шуточных упражнений в духе «Моя жена печет блины/ Различной формы и длины» и рифмованных рецептов к серьезной, трудной поэзии. Довлатов и сам писал стихи. А выбрал прозу. Почему бы тогда не прозвучать стихотворениям на фестивале имени Довлатова». По словам поэтессы, она уже изучила громадное количество литературы и собирается привлечь зарубежных авторов.
Побывать в Михайловском и не заехать в дом, который арендовал писатель – сущее преступление. Перед посещением гостей ждал обед по-довлатовски: на «Известиях» 90-го года стояли граненые стаканы, килька в томате и бутерброды с докторской колбасой. «Дом Михаила Ивановича производил странное впечатление. На фоне облаков покосившаяся антенна. Крыша местами провалилась, оголив неровные темные балки. Стены были небрежно обиты фанерой. Треснувшие стекла -заклеены газетной бумагой. Из бесчисленных щелей торчала грязная пакля» – теперь 100-летний дом уже не выглядит таким страшным. Да, он ни разу не реставрировался, да, на стене по-прежнему висели портреты Гагарина и Мао из «Огонька», а в правом углу сиротливо стояла пружинная койка. Возможно, дело все в дачниках, которые снимали дом после писателя. Или в налете времени. Вряд ли сам Довлатов когда-то думал, что через дцать лет здесь будет музей. Мне кажется, он бы перекрестился и засмеялся.
По двору раскиданы таблички с цитатами из «Заповедника», в 10 шагах от дома – большая терраса. Возможно, именно на ней через год будет проводиться литературная часть фестиваля с писательским турниром, который курирует Виктор Дорофеев, который охотно делился байками о Довлатове: именно он открыл когда-то советскому читателю писателя благодаря интервью в «Огоньке». «Чем Довлатов выделяется из легиона писателей? Он создал свой собственный мир, мы этот мир узнаем, как мир Чехова или Достоевского. Этот мир населен людьми и эти люди нам интересны, нам интересно про них читать, мы их сравниваем с собой, мы в них себя узнаем, и этот обмен словами, кровью, слезами, впечатлениями делает его мир значимым. А вот какие средства он использовал для того, чтобы создать свой мир — об этом у нас и пойдет речь» – делится Виктор Дорофеев своим понимаем творчества Довлатова.
Генеральный продюсер фестиваля, Алексей Боков, строго поправляет меня: «Фестиваль имени Сергея Довлатова –это не фестиваль, посвященный ему! Просто творчество Довлатова – это та призма, через которую мы рассматриваем некий контекст. Я сам давно влюблен в Псков и очень рад, что в следующем году именно здесь будет фестиваль. Надеюсь, что DOVLATOVFEST станет точкой притяжения и для жителей России, и международных гостей. Довлатов, Пушкин, фрески XII века, все огромное культурное наследие Псковской области, соединившись с авангардным контентом DOVLATOVFEST, привлечет на нашу площадку мыслящих людей со всего света. Ради этого мы делаем фестиваль. Это наш культурный мостик, соединяющий Россию с миром».
Определенно точно: то, что будет в Пскове через год, будет очень интересно. Пока на презентации фестиваля заложен только первый камень. Все интригующие подробности впереди. Например, многие с нетерпением ждут подробностей кинопрограммы, куратором которой стал Андрей Плахов: «Уже достаточно много лет прошло с тех пор, как Довлатов ушел из жизни, но его присутствие в ней ощутимо и сегодня — причем не прямо, а по многим признакам, которые, может быть, даже трудно определить. Но фестиваль это должен сделать. Если говорить о кино — это не фестиваль экранизаций Довлатова, но это приглашение рассмотреть его творчество как некий культурный феномен эпохи. Сергей Довлатов повлиял не только на литературу, но и на другие области, в частности, кинематограф. И везде есть довольно большое поле для исследования. Очень интересно понять, как эти художественные процессы и художественные практики взаимодействуют».
Ждать открытия фестиваля осталось не так долго: всего 355 дней.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: фестиваль, Довлатов, Псков.