Перед новогодними праздниками на заводе фейерверочных изделий в Михайловском районе жарко. Десять человек, что здесь работают, обеспечивают новогодними огнями половину России.
На семи гектарах земли вдали от населенных пунктов стоят цеха, трансформатор, насосная станция. На производстве свое отопление, больше четырех километров электрических проводов в случае обледенения или обрывов очищает сама компания. Строить предприятие здесь начали с нуля в 2007 году – без государственных субсидий, только на личном капитале. А уже в 2010-м в свет вышли первые приморские салюты.
Главный инженер «Салютов Приморья» Сергей Зубков ведет нас по цехам. В первом на специальных станках наматываются гильзы – трубки. Плотную бумагу в рулонах по 450-500 кг. закупают на Уссурийском картонном комбинате. Потом трубка идет в цех запрессовки — там в нее забивается 2,5 сантиметров глины. Это необходимо, чтобы гильзу не разорвало ударной волной, когда порох вытолкнет пироэлемент. После зарядки глиной она идет в самый большой, сборочный, цех на прокол. Там на станке делаются отверстия, гильзы сшиваются стопином — это своего рода бикфордов шнур. В зависимости от длины и количества залпов собираются ряды из трубок, они прошиваются между собой. Так формируются батареи зарядов.
Всего на заводе делают 63 разных вида фейерверков. Все зависит от калибра трубки – 1, 1,2 или 1,5 дюйма, от пироэлемента, который дает различный эффект в небе, от количества залпов. Минимум в батарее 19 залпов, максимум – 150.
Сейчас вся работа переместилась в цех сборки. Там даже в самые сильные морозы держится температура в 18 градусов и курить строго запрещено. Даже те, кто раньше дымил, как паровоз, бросают, когда приходят работать на завод.
В батареи порох засыпается — строго по граммам. Когда он загорается, происходит зажигание пироэлемента, который выталкивается и срабатывает.
В самом конце на «каркас» наматываются цветная калька или пергамент — для красоты, батареи пакуются в картонные коробки. И уходят покупателям. В основном оптовым, но в принципе купить фейерверк может и частное лицо — в одной машине можно перевозить не более 333 кг пиротехники.
«Мы до Урала единственная организация — производитель фейерверков. Обеспечиваем своей продукцией не только Приморье и Хабаровск, но и Сахалин, Камчатку, Якутию, даже Омск, Красноярск. Много фейерверков закупает Благовещенск – хотя, казалось бы, у них Китай рядом. Сейчас нами заинтересовались москвичи. Хорошо идут переговоры на поставку наших салютов в столицу.
Хотя мы, например, выпускаем только батареи салютов, а у москвичей есть и фонтаны, и хлопающие шары, и римские свечи – линейка больше. Центральный фитиль выводится, его поджигаешь – и трубки срабатывают в небе. Ассортимент расширять пока не будем. Заявок и так немало, — говорит главный инженер организации Сергей Зубков.
— В течение года покупают салюты на свадьбы, юбилеи, торжества, выпускные… А с сентября оптовики уже заботятся о Новом годе. В прошлом году мы зарядили и продали миллион 200 тысяч трубок — по количеству батарей счет не ведем, они ведь разные. В этом году уже около миллиона. Были накладки с поставщиками.
Сейчас, к счастью, работаем по плану, заявки отрабатываем. Кризис о себе, конечно, дает знать. Пироэлемент выпускается только в Китае, там все и закупаются. С повышением курса юаня затраты выросли. Но цены мы в этом году не поднимали. В январе и сейчас продукция по одной цене. Когда будем закупать сырье в будущем, цены повысим».
Что касается материалов, в основном они отечественные. Клей ПВА бочками везут из Новосибирска, бумагу — из Уссурийска. Только стопин, который сшиваются батареи, и пироэлемент везут из Китая — их производят только в Гуаньчжоу на заводах величиной в целый город.
Каждый сборщик ставит на продукции свою печать. Прежде всего, рассказывает главный инженер, наши батареи отличаются от китайских качеством и надежностью. У салютов, которые наши азиатские соседи продают на рынках, около процентов 40 несработки.
«У нас 99 % срабатывают, — утверждает Сергей Зубков. — И безопасность. Китайцы могут как недосыпать пороха в трубку, так и засыпать больше. У них все силы идут на производство, а контроля за качеством нет. У нас же свои дозаторы стоят — вот сейчас прямо засыпает по 2,5 гр. пороха на трубку 1,2 дюйма. Погрешности быть не может. Только стоит помнить, что фейерверки надо хранить в темном месте, чтобы солнечные лучи не попадали. Вдали от нагревательных приборов. Они боятся воды – порох отсыревает. И когда запускаете, обязательно удостоверьтесь, что вверху нет проводов, деревьев…»
Сегодня на заводе работают десять человек из Михайловского района, каждый из них может делать все на любом этапе работы. Они-то и снабжают пол-России фейерверками.
Пиротехник Оксана Горбунова — из поселка Новошахтинского. Пришла за сестрой четыре года назад, да так и осталась. Говорит, что трудиться интересно и, по сравнению с прошлой работой продавца, легко.
«Все строго контролируем: порох, бабетку, чтобы не было брака, — рассказывает Оксана. — Мы и сами с удовольствием запускает свои фейерверки! Особенно «полторашки». У них раскат в небе огромный! Куда китайским до нас — они маленькие. А у нас — разные цвета, пионы! Приморские красивее и выше стреляют, точно вам говорю».