21.03.2015 20:03

Совесть — лучший контролёр

Текст: Евгений Чесноков
Фото: Мария Новоселова

На маршруте трамвая №17 трамвайного депо имени Баумана уже больше двух лет проводится эксперимент: пассажиры на остановках могут заходить во все двери вагона, турникет отключен. Именно на этом маршруте чаще всего можно встретить контролёров, проверяющих правильность оплаты проезда и правомерность использования льготных персонифицированных карт. Обычный рабочий день специалистов-контролёров ГКУ «Организатор перевозок».

Контролеры на транспорте

Смена специалистов-контролёров продолжается восемь часов, всё согласно Трудовому кодексу РФ, большинство живут в Москве или ближнем Подмосковье. Работают они на окладе, количество составленных протоколов не влияет на зарплату, но существуют разряды, должности, от которых и зависит размер вознаграждения работников. За каждым отделом службы контроля закреплено своё депо или троллейбусный парк, на маршрутах которого они и трудятся. Группы компонуются совместные, среди контролёров есть мужчины, и женщины. В штате службы 418 человек, которые проверяют правильность оплаты проезда на наземном транспорте и еще 234 сотрудника работают в Московском метрополитене.

В советское время в общественном транспорте размещали слоган «Совесть – лучший контролёр». С тех пор ничего более креативного не придумано. По мнению самих контролёров, старый лозунг и сейчас актуален, но куда эффективнее регулярность проверок и неотвратимость штрафа. Оплаченный проезд – это возможность развивать общественный транспорт, приобретать новый подвижной состав, добавляют охотники на «зайцев». Штраф за безбилетный проезд составляет 1000 рублей, штраф за неправомерное использование льготной карты – 2500 рублей. За 2014 год в трамваях, автобусах и троллейбусах было выявлено свыше 131 000 фактов подобных административных правонарушений.

По словам сотрудников, специальной физподготовки для работы не требуется, куда важнее психологическая составляющая, способность убеждать правонарушителя. Контролёр не берёт наличных денег, только выносит постановление, которое безбилетник обязан позднее оплатить в банке. Если же контролёр соглашается принять деньги – это повод обратиться в правоохранительные органы. Кстати, сотрудникам выдаётся летний и зимний комплекты униформы, по которой можно отличить настоящего контролёра.

Служба контроля выявляет довольно много фактов нарушений оплаты проезда, но привлечь к ответственности всех нарушителей не получается. Особо шустрые «зайцы» спасаются бегством, а на тинейджеров распространяется своеобразная индульгенция. Дело в том, что контролёры обязаны привлекать нарушителя к административной ответственности, которая наступает по достижении 16 лет. До этого возраста школьников не напрягают штрафами, но настоятельно советуют оплатить проезд. Завидев входящего в вагон контролёра, безбилетник может успеть приложить карточку к валидатору и тогда проезд считается оплаченным, предъявить ему претензии затруднительно.

Контролеры на транспорте

Многие признают свою вину и соглашаются на вынесение постановления об административном правонарушении, другие пытаются убедить контролера, что едут «зайцами» по незнанию правил пользования столицей: «Я сам из Сибири, в Москве первый раз…» Бывает, что и психами прикидываются, и иностранцами – «сорри, сорри». Пока далеко не все контролёры владеют иностранными языками, но сотрудники вспоминают случаи составления административных протоколов на граждан Пакистана и США. Иногда человек не может понять, почему его штрафуют за неправомерное использование социальной карты бабушки: «Я не брал чужую карту, ведь это же моя бабушка, моя!»

В сумке специалиста-контролёра находится прибор ПУСК – Персональное устройство специалиста-контролёра (позволяет тестировать билеты – читать информацию на проездных билетах), выданный казённый мобильный телефон и пачка бланков для вынесения постановления, которое можно составить только при наличии паспорта. Другие документы не годятся и в этом случае нарушителю придётся иметь дело уже с полицейскими. Служба контроля находится на связи с
полицией, сотрудники ППС обычно прибывают довольно быстро и доставят правонарушителя в ближайшее отделение УВД для удостоверения личности и оформления административного протокола.

Своевременная оплата проезда в наземном транспорте в первую очередь обязанность пассажира, но далеко не на всех остановках расположены киоски по продаже проездных. Кстати, наиболее оптимальной из ныне существующих вариантов считается пополняемая пластиковая карта «Тройка» (средства на ней сохраняются в течение пяти лет, баланс не сгорает, положить на счёт можно до 3000 рублей). Ну а ГУП «Мосгортранс», наверное, имеет смысл увеличить количество точек по продаже карт. Сейчас водитель может продавать билеты во время остановки, но это задерживает проход других пассажиров в салон и высказывается мнение, что водителю вообще не следует заниматься продажей билетов, а исполнять свои прямые обязанности. Ещё есть идея внедрить систему оплаты проезда с мобильного телефона, но это в перспективе.

Сотрудники предупреждают, что при входе в вагон карту следует один раз приложить к валидатору и спрятать подальше. Во время поездки не стоит держать кошелёк или сумку с проездным вблизи валидатора – с карты могут списаться лишние поездки. Бывали подобные случаи списания средств и с кредитных карт с транспортным приложением. Будьте внимательны! И не забудьте своевременно оплатить проезд.

Контролеры на транспорте

Контролеры на транспортеКонтролеры на транспортеКонтролеры на транспортеКонтролеры на транспортеКонтролеры на транспортеКонтролеры на транспортеКонтролеры на транспортеКонтролеры на транспортеКонтролеры на транспорте
Рубрика: Разное. Метки: трамвай, транспорт.

Другие публикации