Ледокол «50 лет Победы» – восьмой по счету атомный ледокол, построенный на Балтийском заводе и на сегодняшний день крупнейший в мире. Атомоход был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал», и хотя в СССР атомоходы полностью сдавали за два-три года, этому ледоколу только для спуска на воду понадобилось четыре. Из-за отсутствия финансирования его строительство было приостановлено в 1993 году, и огромное судно так и осталось стоять у причала готовым только наполовину, а в 1995 году ледокол был переименован в «50 лет Победы».
Строительство атомного ледокола было продолжено в 2003 году, а за долгие годы бесполезного простоя у причала Балтийского завода, судно несколько раз буквально чудом избежало утилизации. Зимой 2007 года предприятие завершило швартовые испытания атомохода «50 лет Победы», во время которых был запущен атомный реактор судна. Из акватории Невы ледокол вышел с помощью буксиров, погрузил в морском порту Санкт-Петербурга запасы топлива, пресной и питьевой воды, и отправится своим ходом в Балтийское море на ходовые испытания. В марте 2007 года на ледоколе был подписан акт приема-передачи судна Мурманскому морскому пароходству и поднят государственный флаг Российской федерации, а 11 апреля 2007 года судно пришло в постоянный порт приписки Мурманск. В июле 2013 года ледокол достиг Северного Полюса в 100-ый раз!
В декабре 2014 года, когда мы были в Мурманске, где судно базируется в центре ФГУП «Атомфлот», ледокол находился на ремонте в плавучем доке Мурманского судоремонтного завода морского флота.
Рядом на причале стоял самый первый в мире атомный ледокол «Ленин», который многие годы выполняет функцию музея.
Вот он, красавец ледокол! Находясь под таким огромным судном, которое нависает над тобой, конечно, испытываешь небольшой шок!
Длина ледокола 159 метров, ширина 30 метров, высота надводного борта 17 метров, а средняя осадка 11 метров. Водоизмещение 23000 тонн, максимальная скорость хода 21 узел.
Сразу становится понятен принцип работы ледокола. Судно просто наваливается своей массой на лед и его ломает. Поэтому такое строение его подводной части.
Ледокол имеет 3 винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями, которые технически возможно поменять прямо в рейсе. Суммарно двигатели выдают мощность в 75000 лошадиных сил, по 25000 л/с на один винт.
Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол — 2,8 метра.
Больше всегда нас волновал вопрос безопасности атомного реактора. Как оказалось, силовые установки надежно защищены от аварий и внешних ударов. Ледокол может выдержать прямое столкновение с таким же ледоколом на скорости до 10 км/ч.
Поднимаемся на борт ледокола. Он имеет 14 уровней разного предназначения, а всего судно имеет 1300 помещений.
Вот так выглядит главный трап, который ведет через всю надстройку до 3 мостика. С третьего на четвертый мостик ведут два трапа по бортам.
Нас встретил капитан судна. Существует два экипажа на ледоколе, которые сменяют друг друга через 4 месяца.
Капитан рассказал, что в атомном флоте совсем нет текучки кадров. На более старые ледоколы люди пришли работать 30 лет назад, так и работают сейчас.
Ходовая рубка или мостик.
Ледоколом одновременно управляют 3 человека, вахта длится всего 4 часа.
На каждом крыле мостика есть дублирующие устройства управления.
Вахта состоит из рулевого матроса, который управляет судном, старшего вахты, который отдает команды матросу, и вахтенного помощника, который делает записи в судовой журнал.
Атомного топлива хватает на 5-6 лет интенсивной работы ледокола. Процесс выемки отработанного урана-235 и замены на новый, которого в реакторе 225 килограмм, довольно сложный и трудоемкий.
Помимо основной задачи по проводке караванов в арктических морях, ледокол также ориентирован на выполнение арктических круизов для туристов к Северному Полюсу.
Вид на порт Мурманска.
Бесконечное количество коридоров, в которых без схемы легко потеряться.
На одном из уровней есть спортивный зал.
Для туристов есть куча развлекательных помещений и комнат. Несколько баров, музыкальный салон, читальные залы, библиотека и прочее.
Душевая.
Настоящая сауна. Было очень горячо, когда мы пришли.
Идем налево, направо, вниз…
Воду для бассейна берут прямо из океана и немного подогревают.
Во время круизов экипаж ледокола возрастает до 130 человек. Количество туристов в круизе в среднем тоже около 130 человек. Еще персонал от туроператора в количестве 25 человек, и еще 25 пассажиров отдельным списком. Например, это вертолетчики, охранники и другие. Итого в рейс отправляется более 300 человек.
На уровне средней палубы, находится камбузный блок и помещения складов провизии. Тут готовят пищу для команды ледокола.
Большие помещения по склад продуктов, потому что ледокол уходит в море на длительный срок до 8 месяцев, то и провизии ему нужно достаточное количество.
Есть морозильные комнаты, есть комнаты для сухих и сыпучих продуктов, комнаты под полуфабрикаты и другие.
Ледокол оборудован системами опреснения воды, которые могут вырабатывать по 120 тонн в день.
Теперь самое интересное! Ледокол «50 лет Победы» имеет два ядерных реактора и две турбины, каждая из которых выдает по 27600 киловатт.
Реакторы нагревают воду, которая превращается в пар и раскручивает турбины. Генераторы, вращаемые турбинами, вырабатывают электричество и питают электродвигатели, которые в свою очередь вращают огромные винты и приводят в движение ледокол.
Энергии атомных реакторов хватает не только на ледокол, но и чтобы снабжать электричеством город с населением в 200 тысяч человек.
Ночной Мурманск и судоремонтный завод.
Еще несколько фактов: алкоголь для экипажа ледокола запрещен, летом на Северном Полюсе температура около нуля градусов. На новый год судно украшают игрушками, но не электрическими. Атомные ледоколы не могут ходить через экватор.
Ремонтный плавучий док представляет из себя тоже корабль, по сути. Кадр сделан внутри одной из стенок дока, которая погружается полностью под воду. Судно, требующее ремонта, заходит в док, который вместе с ним потом всплывает наверх.
Во время ремонтных работ, атомный реактор заглушается, а электричество подается на ледокол с берега.
Спасибо за внимание!
Благодарю за организацию поездки Департамент коммуникаций госкорпорации «Росатом», Екатерину Ананьеву из Управления коммуникаций ФГУП «Атомофлот», Артема Шпакова и Никиту Козлова.
Рубрика: Репортаж. Метки: корабль, корабли, Мурманск.