Радиальная станция Комсомольская открылась для пассажиров 15 мая 1935 года в составе первой ветки столичного метро, а спустя семнадцать лет её соединили переходом с одноимённой станцией, но уже на кольцевой линии. Этот пересадочный узел является одним из самых загруженных в московском метро, на Комсомольской площади находятся сразу три железнодорожных вокзала и большинство пассажиров с прибывающих поездов и электричек устремляются прямиком под землю.
Московский метрополитен по праву считается одним из самых красивых в мире, а Комсомольская кольцевая стала апофеозом «сталинского ампира», по замыслу архитекторов в помпезном оформлении зала сочетаются элементы классицизма, ампира и московского барокко. Станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы, которые должны создавать первое впечатление о столице. Подавляющее большинство пассажиров пригородных электричек Ленинградского и Ярославского вокзалов попадают в метро через два тоннеля, которые ведут с вокзальных платформ в кассовый зал. Это сугубо функциональное пространство без архитектурных изысков.
В 1990-е годы три вокзала превратились в притон всяческой уголовной шушеры, проституток и бездомных, которые неизбежно перекочевали и в метро. По статистике МВД, Комсомольская площадь и ближайшие окрестности уверенно занимала первое место по количеству совершённых преступлений и правонарушений. Ситуация не менялась к лучшему годами и потребовалось немало усилий городских властей, чтобы навести здесь порядок.
Местное скопище мелких торговцев, карманников и бомжей осталось в прошлом, сейчас здесь стало заметно светлее, оборудовано помещение для сотрудников полиции, увеличилось количество кассовых окошек, установлены современные турникеты со стеклянными створками, усовершенствована навигация. Из недавних нововведений можно отметить автоматы для продажи билетов и пополнения счёта транспортных карт и первый в метро информационный стенд, сотрудники которого готовы бесплатно предоставить гостям столицы необходимые им сведения с использованием интернет-поисковиков и сайта Московского метрополитена.
Как и на многих других станциях, здесь дежурят два сотрудника службы помощи маломобильным гражданам – инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми. Люди в ярких жёлтых жилетах помогают сориентироваться в метро, спуститься по эскалатору, проводят до платформы. Центр обеспечения мобильности пассажиров был создан в октябре 2013 года и за первый год работы 260 000 пассажиров метро получили необходимую помощь.
Купить проездной билет можно в одном из 23 кассовых окошек, но поток пассажиров в час пик настолько велик, что к каждой кассе змеится очередь из 10-15 человек. Остаётся посоветовать жителям Подмосковья покупать билеты на большее количество поездок, их срок действия составляет три месяца. Как всегда, находятся пассажиры, решившие сэкономить время и деньги, и проскочить через турникеты без оплаты проезда. С установкой модели с высокими створками перепрыгнуть турникет стало проблематично и многие «зайцы» предпочитают использовать персонифицированные социальные карты своих родственников.
За соблюдением правил оплаты проезда следят контролёры ГКУ «Организатор перевозок», ориентируясь на сигнальные лампы, которые загораются при проходе льготников через турникет. Социальная карта пенсионера горит красным, льготный проездной учащегося – синим. Реже можно увидеть зелёный свет, означающий проход сотрудника метрополитена или дружинника. Контролёры осуществляют выборочный контроль, просят предъявить документ, подтверждающий правомерность использования социальной карты и в случае нарушения оформляют протокол. Штраф за безбилетный проход в метро составляет 1000 рублей, за использование чужой льготной карты – 2500 рублей. За 2014 год сотрудниками Управления контроля правил пользования Московским метрополитеном выявлено 182 000 фактов безбилетного прохода, из них 24 000 связаны с неправомерным использованием льготных персонифицированных карт.
Рубрика: Разное. Метки: метро, Комсомольская.