Литературные презентации – это страшно. Мой нескромный опыт общения с гражданами тонкой нервной организации говорит, что существует несколько типов презентаций книг: авторские чтения, чтения автора и компании, чтения всей честной компании вповалку с последующим бухаловом.
Третий вид презентаций встречается в природе чаще, чем хотелось бы. Представьте себе пьяных поэтов. Представили? Вот именно. От участия в оргиях разной степени анонимности я отказалась еще в школе, добровольно и на веки вечные (к сожалению, случались исключения). И вы не представляете, как бывает здорово встретить поэта, разделяющего мои взгляды. Такого человека, который бы не пытался играть в любимца публики, своего в доску, не пытался бы разыгрывать спектакли с загадочной русской творческой душой.
Пять дней назад в Булгаковском доме прошла презентация первой книги моего любимого поэта Бориса Панкина. Книга называется “Новый Раскольников”, и вышла она в 2011 году в издательствах, работающих по системе POD. Я уже описывала долгий болезненный процесс, предшествовавший получению автором готового продукта на руки. “Новый Раскольников” – это сборник, избранное за десять лет творчества. И если вы любите стихи со смыслом, жесткую умную брутальную лирику, тексты без лишних слов, вы согласитесь, что “Новый Расколькников” – лучшая поэтическая книга 2011 года. Впрочем – tastes differ.
Презентация началась поздно, в восемь часов вечера. Как раз все желающие успели доехать до станции “Маяковская” с работы. Булгаковский был, как всегда, полон народу: странными и подозрительными личностями, актерами, поэтами. Впрочем, проход в зал нам открыли только после прихода Андрея Коровина (модератора литературной площадки в Булгаковском), свет не обеспечили (света было очень мало, поэтому у меня мало фотографий). Хорошо хоть микрофон работал, а публика принимала дружелюбно.
Кстати, собралось относительно много народу. Обычно на поэтические тусовки (тем более зимой) ходят лишь абсолютные гурманы и организаторы этих тусовок. На этот раз пришло человек тридцать, семьдесят процентов от которых составляли левые люди (стихиряне и просто посетители музея). И это еще за отсутствием агрессивной рекламной компании. Я бы сказала, что Бориса Панкина в Москве любят. Автор на презентации раздавал “Нового Раскольникова” всем желающим безвозмездно. Разошлось около сорока книг. Сорок одна штука, если быть точным. К сожалению, кое-что осталось в объемистой сумке Панкина. Но,как говорится, сами виноваты, касатики.
На презентации Борис Панкин читал стихи из книги и не только. Чтения были разбиты на две части – по полчаса. С двадцатиминутным перерывом. Слушатели просили еще и еще. Но уже сам автор не мог продолжать от усталости. Было очень эротично. Удивительно трезвая публика мне понравилась. Ведь было заметно, что все пришедшие на вечер действительно слушают и даже иногда кое-что понимают. Люди, вам идет трезвость! Честно-честно.
Я сделала несколько фотографий. Из семидесяти штук относительно получилось штук двадцать. Для меня это маленький процент… но опять же – свет, чертов свет. Я ведь не пользуюсь вспышками. Меня выручил чб-формат фотографий и кое-какие фильтры. Спасибо моей новенькой камере и старенькому фотошопу. Также я сняла весь процесс чтений. В объектив камеры не попали только перекуры. Под катом вы найдете эти прекрасные видео.
На презентацию “Нового Раскольникова” Бориса Панкина пришли только проверенные люди. И спасибо им: Юрию Конькову, Елене Пестеревой, Анастасии Рязанцевой, Анне Гедымин… Но не будем распускать сопли. Вернемся к сути вопроса. Литературные презентации… Надеюсь, вы знаете, как я отношусь к творческим тусовкам. Очень плохо. Они убивают в художнике самое лучшее – индивидуальность. Всякий, вступивший, в тусню, начинает подражать, иногда даже бессознательно. Человек – социальное, стадное существо. Он любит соответствовать ожиданиям, любит не выделяться. Но, черт побери, если уж кому это и противопоказано, то – поэту наверняка! Но неофит, вписываясь, излишне усердствует в лицемерии. Всегда было так. Вы наверное скажете, что – сначала нужно выбрать свою нишу, и тогда де не придется себя вписывать. Так вот – истиной творческой индивидуальности невозможно выбрать нишу. Ей нужно создавать отдельную. Ту, от которой большинство коллег будет воротить носы. Но было бы слишком просто сказать, что хороший поэт всегда вне тусовки. Ибо вне тусовки совсем быть невозможно… Страшно, да? Подумайте над еще одной отрицательной чертой творческой тусни – алкоголизмом и наркоманией. Почему кучка поэтов, собравшись вместе, не может не устроить пьяное безобразие? Потому что большинство поэтов в жизни – форменные уроды. Это никого не должно волновать вплоть до того момента, пока алкоголизм и наркомания не начнут губить творчество этих самых уродов. Впрочем, поэты могут не пить. Особенно если их отлучить от тусовки. Тогда поэты перестают вписываться и вмазываться и начинают наконец писать.
Презентация (представление какого-то творческого продукта) – это одно из самых говорящих воплощений тусовки. На некоторых непьющему художнику-работяге просто будет нечем заняться. Ибо смысл некоторых презентаций состоит в блядстве и питии. Зато когда автор приглашает своих читателей, слушателей, зрителей, почитателей на представлению своего нового шедевра, для того чтобы действительно – почитать, показать, проиллюстрировать, рассказать, изобразить, можно не беспокоиться за бесцельно потраченное время. Это как приглашение мужчиной женщины “на чай”. Если они будут реально пить чай с печеньками – то хотя бы не останутся голодными. В противном случае удовлетворение гарантировать никто не может.
Автор: Регина Соболева.
Рубрика: Репортаж. Метка: литература.