О них не только власть, но и, часто – мы сами, вспоминаем в последнюю очередь. Иногда же случается что-то, что кардинально меняет направление нашего взгляда.
Мы, обычные люди, должны о них споткнуться – в нормальном состоянии наши глаза не весьма охотно цепляются за чаще всего грязных, оборванных людей улицы, иными словами – бездомных. Власть же оборваностью не проймешь. Для нее единственное важное ЧП – смерть. Не важно чья, важна статистика, которой эта смерть мешает развиваться в «нужном» русле. Зимой эти проблемы властям приносят как раз бездомные. Не было где жить, согреться – смерть от переохлаждения на улице. Под давлением благотворительных общественных организаций, которые подают этот процесс под соусом «спасение рядового статистика», власть уже второй год по всей Украине организовывает теплые палатки для малоимущих.
1.
2. В Киеве таких палаток, расположенных, в основном, в зеленых зонах, десять. По Украине – 1,5 тысячи. Вчера я решил посмотреть, что такое “Пункт обогрева” и как он работает.
3.
4.
5. Один из пунктов в армейской брезентовой палатке расположился на окраине Куреневского парка, сразу за концерт-холом «Freedom». Внутри 4 стола: 2 – для еды, еще на одном аккуратно сложены капли для сердечников, успокаивающее, йод, зеленка, капли от насморка и таблетки, под ним – ящик с перзервативами. Четвертый стол, над которым висит эмблема красного креста, занят разнообразными медицинскими брошюрами – об опасности туберкулеза, болезнях, передающихся половым путем и гриппе. В углу стоят термоса с кашей и горячим чаем. Освещение – две 1000 Вт лампы. Двое сотрудников МЧС сразу же предлагают горячий чай, бутерброды.
6.
7.
8. «Это все раздаем пришедшим. Из благотворительного центра «Социальное партнерство» нам ежедневно привозят 20 л чая и столько же каши. Кроме того – еще продукты для бутербродов. Пока хватает всем, потом будет видно – еще не все бездомные знают о нововведении» – говорит один из спасателей.
Бездомным, по словам «эмчеэсников» кроме еды дают кой-какую одежку, и в обязательном порядке – несколько одноразовых пачек шампуня от вшей и контрацептивы.Внутри теплее чем на улице, но совсем не жарко. Видно , что «обогревательный» пункт не совсем готов к приему посетителей. Керосиновая «турбина» работает с перебоями и безбожно воняет тем же керосином. Во время включения выбрасывает огромное облако паров и только тогда срабатывает зажигание. По палатке расходятся смрад и долгожданное тепло. Через две минуты и этот «источник» глохнет. Чертыхаясь, спасатели лезут с отверткой «возобновлять температурный баланс». Удается. На короткое время.
9.
10. Снаружи прогрохотал грузовик. Кто-то орет, что привезли дрова.«Зачем?» – спрашиваю.«Скоро буржуйку привезут», – радостно отвечает спасатель покрупнее.
11. Действительно, через полчаса люди в форме МЧС вносят в палатку «буржуйку» и трубу к ней. Начинается установка. В армейской палатке все очень просто – откидывается клапан на крыше, в отверстие вставляется металлический вкладыш, а в него продевается труба. Другой ее конец одевается на «буржуйку». Voila – бросай дрова и поджигай. Но случилась заминка. Было все кроме металлического вкладыша, а без него палатка могла вспыхнуть от одной искры, вырвавшейся из трубы. К слову, брезентовая армейская палатка горит всего 12 секунд. Все из-за водоотталкивающей, но очень даже хорошо горящей, пропитки. Кроме того, через не закрытую дыру в крыше уходит все тепло, которое в состоянии дать нехитрое изобретение даже не знаю какого из прошедших вековПоскольку «клиентов» нету, ухожу с целью вернуться часа через два-три.…8 вечера. В парке – темень, вокруг палатки – ни души. Через окошки пробивается свет. Захожу. Попал как раз на пересменку.
12. «Вы опоздали. Человек 15 бомжей приходило час назад. Погрелись, покушали каши, выпили чая – и на промыслы. Но еще кто-то обязательно придет. К нам же не только бездомные ходят . пенсионеры, гуляющие мамы чад приводят своих на обогрев, да и ребятишки, что с горки тут рядом катаются, тоже забегают просохнуть-согреться», – утешает все тот же «крупный» и знакомит со сменщиками.В палатке даже жарко. Вместо неисправной «турбины» привезли новую. Работает отлично – воняет не меньше, кислород сжигает не хуже, но стабильна.«Одной буржуйки слишком мало, чтобы обогреть такую палатку – нужно, как минимум, штук пять, а «турбина», которая такое помещение нагревает в считанные минуты – воняет керосином и, и, кроме того, выжигает кислород. Будем включать ее, когда уж совсем холодно станет», – сетуют спасатели.
13. Между тем, в палатку заходит седовласый мужчина в фуфайке и черных джинсах. На вид – лет 60-65. Спрашивает, можно ли выпить чего-то горячего. Из-за не особенно высокой температуры внутри палатки, термоса, стоящие просто на голой земле, не выдержали и остыли. Спасатели предлагают на выбор чай или растворимый кофе и включают электрочайник. Мужчина подсаживается поближе к печке.
14. «У меня когда-то все было, деньги, фирма своя в Херсоне. Это меня и испортило. Не был я, похоже, готов к такому счастью. С женой поссорился – очень не люблю я бабских слез – и уехал в столицу. Оставил ей все», – рассказывает о своей жизни Михаил.
15. По его словам, в Киеве он купил себе автобус – зарабатывал пассажирскими перевозками, но потом у него сломался двигатель, а денег на ремонт не хватило. Пришлось податься в подсобные рабочие. Михаил подкуривает «Приму» и жадно затягивается.«Снял квартиру в Калиновке, но успел пожить там только две недели – фирма-наниматель отказалась от наших услуг. Сейчас вот на улице, перебиваюсь временными заработками. Хотел Бы вернуться к семье да стыдно и страшно», – сетует собеседник.
16. Закипает чайник. Мужчина просит чай, от еды вежливо отказывается, говорит, с этим у него пока проблем нету.
17. «За сегодня мы приняли около 40 человек. В основном – бездомные мужчины возрастом 35-45 лет. Забегали и дети, которые тут рядом с горки на санках катались, а вот вчера и пенсионеры местные наведывались – интересовались, что за палатка и зачем стоит», – как бы подытоживает спасатель.
Автор: Сергей Харченко (оригинал)