Реставрационная мастерская «Наследие» начинает восстановление горельефа «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!» в Центральном павильоне ВДНХ. Монументальная композиция скульптора Евгения Вучетича появилась в Главном павильоне ВСХВ в 1954 году, но экспонировалась недолго – после смерти Сталина в стране корректировалась идеология, а на главной выставке изменились название и концепция.
Горельеф, созданный авторским коллективом во главе с известным советским монументалистом Евгением Вучетичем, изображает шествие людей разных национальностей и профессий. Работа над ним продолжалась три года и в процессе горельеф претерпел некоторые изменения. Евгений Вучетич: «Главные трудности в работе определялись размерами рельефа и необходимостью очень точно передавать степень объёмности фигур, находящихся в разных планах». Фигуру Иосифа Сталина было решено заменить на другую, но профиль вождя остался на знамени вместе с профилями Ленина, Маркса и Энгельса. В 1956 году партийный съезд развенчал культ личности и Сталин (а заодно Маркс с Энгельсом) исчез со знамени. В оригинале центральные фигуры рабочего и колхозницы держали над головой герб СССР, позднее герб заменили младенцем, как символом грядущего счастья коммунизма.
К концу 1960-х годов «борьба с излишествами в архитектуре» добралась до главной выставки страны. Несколько ажурных павильонов были снесены, фасады ещё нескольких закрыли «намордниками», а горельеф в Центральном павильоне спрятали за фальш-стеной как несоответствующий новым требованиям советской эстетики. В 1990-х годах выставка превратилась в торговую площадку, внутреннее пространство Центрального перестроили и про Вучетича никто не вспоминал. Скульптурная композиция площадью 90 квадратных метров неожиданно открылась во время ремонта павильона в 2014 году и стала главной сенсацией прошлогодних юбилейных торжеств на ВДНХ.
За счёт Департамента культурного наследия города Москвы был проведён конкурс на реставрацию горельефа, выигранный ООО «Реставрационная мастерская «Наследие». На восстановление произведения советского монументального искусства из городского бюджета выделено 39 миллионов рублей. Небрежное обращение с памятником повлекло утраты скульптурных голов и конечностей. По словам реставратора Инны Пчеловой, потери составили около 30%. Но они восполнимы – когда горельеф открыли, вокруг было обнаружено множество фрагментов, не найдены только три большие головы. Работы начинаются в августе, а к концу году посетители увидят восстановленную версию образца 1960-годов – без Сталина.
Рубрика: Разное. Метки: ВДНХ, скульптура.