Эту страну точно никогда не победить… Можете себе представить холодильник, в который поместится 200 вагонов продуктов? Да еще и подземный? И не просто подземный, а вырубленный в скале…
Такой холодильник существует. Где? Конечно же, в России. Осталось в наследство от махины под названием СССР. Да уж, тогда не мелочились. Если что и строить, то с гигантским размахом. Так, чтобы все охренели от масштабов… Знаете, для чего его построили? Это было одно из хранилищ стратегического запаса продуктов в СССР на случай войны. 16400 тонн еды.
Этот безумный холодильник находится на окраине Самары, в совсем неприметном месте. Не зная о нем, можно десятки раз проезжать мимо и не обратить внимания на убогое двухэтажное здание из красного кирпича. А между тем, это не такое уж простое здание.
Оно находится у подножия Сокольей горы, которую и горой то не назвать. Между тем, здесь можно увидеть странную очень длинную погрузочную рампу, около которой и в наше время всегда стоят фуры. Но складов же не видно… К чему здесь рампа?
На самом деле, это и есть вход в знаменитый самарский подземный холодильник, в советские времена именовавшийся “Самарский хладокомбинат №2”. Местные называют его Красноглинским холодильником.
Оценили длину рампы? Холодильник поистине гигантский.
Интересно, что про уникальный подземный холодильник, расположенный в Сокольих горах, слышал каждый житель Самарской области. Но побывать в нем за все годы его существования посчастливилось единицам. Лишь в последние годы ребята-энтузиасты сумели наладить организованные экскурсии в эти подземелья и, в принципе, теперь сюда попасть может любой желающий. Это при том, что холодильник продолжает оставаться действующим, хотя здесь больше и не хранится стратегический запас страны.
Изначально это были горные выработки, где добывали щебень, бутовый камень и доломитовую муку. Их строили заключенные в конце 1930-х годов. В 1939 году были завершены работы по добыче известняка в подземных горных выработках и в них был оборудован склад рыбной продукции. Рыба шла на пропитание заключённых, которые в годы войны трудились на строительстве промышленных и др. объектов в запасной столице – Куйбышеве. После войны в гигантских штольнях было решено устроить секретное хранилище боеприпасов, которые начали свозить сюда со всей страны. Не знаю, какая умная голова принимала это решение, но снаряды отсюда вывезли также спешно, как и привезли – на снарядах моментально появились следы коррозии благодаря повышенной влажности, присущей этим подземельям. В 1958 году по решению Совнархоза прорытые тоннели были переданы Росмясрыбторгу, и в отдельных залах начали устанавливать холодильное оборудование.
Суммарная вместимость всех залов и коридоров составила 16400 тонн (это 200 вагонов)! Со всего Советского Союза сюда свозили рыбу, консервы, мясную продукцию. Так возникло государственное предприятие «Самарский хладокомбинат №2» – один из старейших на территории бывшего СССР распределительных «холодильников». Продукты здесь хранили строго по ГОСТу, а ближе к истечению к сроку годности их распределяли по торговым сетям, заполняя освободившееся пространство свежими.
Последнюю партию советских продуктов – 300 тонн сливочного масла – отсюда вывезли в 1992 году, после чего предприятие фактически перестало выполнять функцию государственного стратегического запасника. В 1997 году, с приходом приватизации, оно было переименовано в ОАО «Холод». Чтобы выжить в те нелегкие времена, здесь занялись производством – делали мороженое, работал коптильный цех и хлебопекарня. Но и то предприятие обанкротилось.
Сейчас холодильник продолжает работать, правда используется только часть его штолен (реально охлаждается только 20% подземных площадей). Здесь хранят пищевую продукцию различные частные фирмы, посреднические предприятия и некоторые торговые сети.
Современное холодильное оборудование, работающее на фреоне.
Оно обслуживает запираемые камеры, в которых держится температура -26.
Конечно же, самое интересное в этом месте – заброшенные штольни. Их здесь какое-то неимоверное количество и самому в них потеряться ничего не стоит.
Слева видны колонны, оставшиеся со времени каменоломни, а справа стена возведённая позже и отгораживающая охлаждаемую камеру.
Эта штольня соседствует с одной из охлаждаемых камер. Из-за этого стена штольни покрыта толстым слоем наледи, а истлевшие бревна под ногами как будто политы замерзшей пеной.
Убиться здесь – раз плюнуть.
Обожаю такие места!
Идем в галереи, где когда-то хранились те самые заржавевшие снаряды.
Это транспортная штольня, обустроенная во время создания здесь артиллерийских складов в 1950 году.
По пути попадаются ниши, сверху до низу забитые старыми бочками. В этих бочках хранилась солёная рыба, которая входила в рацион заключённых Самаралага и Безымянлага. В годы войны Куйбышев стал запасной столицей СССР, в связи с чем требовалось много рабочих рук на многочисленных стройках.
Дальше штольни все интересней.
Одна из камер, в которой недолго хранились снаряды
Сейчас они пустуют, но не заброшены.
А это одна из камер, в которых хранился стратегический запас продуктов. Она действует и сейчас и при необходимости сюда можно хоть сегодня завозить припасы.
По этим трубам циркулировал … охлажденный рассол!
В этой камере с 1962 по 1990 годы хранилось сливочное масло. Сейчас вход около нее промерз настолько, что открывается лишь одна створка.
Внутри царство мерзлоты.
Вечная мерзлота.
За долгие годы эксплуатации холодильника стены горы промёрзли вглубь на 10 метров, а на сводах выросли огромные ледяные кристаллы.
Кое-где встречаются даже ледяные сталагмиты.
А эти таблички появились на камерах не просто так. Однажды, в годы работы холодильника, одного из рабочих в конце смены случайно заперли в камере с температурой -18 градусов. История эта закончилась благополучно, рабочий выжил только благодаря тому, что всю ночь согревался перетаскиванием тяжёлых мясных туш. Когда утром открыли камеру, он был практически без сил из-за 12-часовой смены по перекладыванию туш. Зато живой.
Рубрика: Репортаж. Метки: СССР, мегасооружения.
«Миссия Музея - популяризация исторического наследия современной России, формирование патриотической гражданской позиции, воспитание гордости и ответственности».
Главной задачей музея поначалу было отражение истории революционно-освободительного движения в России, начиная с XVII века, революций 1905 и 1917 годов.
В 1916 году в Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка завода Автомобильного московского общества.
Большинство зданий микрорайона Ленинские горы построены в 1949-1953 годах и почти все признаны объектами культурного наследия регионального значения.
Все здания комплекса имеют адрес «Ленинские горы, дом 1» и отличаются номером строения, только сектора Главного здания МГУ обозначаются не цифрами, а буквами.
В годы расцвета «сталинского ампира» было принято украшать зданиями статуями и лепниной, для советской молодёжи архитекторы и скульпторы постарались на славу.
Ключ на старт! Поехали!
Времена меняются, сначала видеомагнитофоны, а затем интернет и кабельное телевидение почти убили прежнюю прокатную киноиндустрию.
Войдя во дворик, посетители сразу попадали в лагерную зону с караульной вышкой, по бокам - ограждения с колючей проволокой, шаг влево, шаг вправо - считается побег.
На открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется боевая техника армий СССР, Германии, США, Англии, Японии.
В экспозиции представлена история Советской Армии, история Великой Отечественной войны от трагедии июня 1941 года до победных залпов в поверженном Берлине.
Городской ландшафт, привычный глазу, продолжает меняться и уходящая натура остаётся лишь на снимках, которые вчера были просто фото, а сегодня внезапно стали ретрофото.
Ещё Пётр I предлагал планы соединения Волги с Москвой-рекой для укрепления торговых связей между крупными российскими городами.
Уникальный технический аттракцион на ВДНХ возле Южного входа создан в 1959 году и непостижимым образом продолжает работать до сих пор на оборудовании середины ХХ века.
На момент открытия «Олимпийскому» не было равных в мире, да и сейчас в Европе лишь Манчестер, Лондон, Кёльн и Белград могут похвастать подобными крытыми аренами.
В середине 1950-х годов на берегу Москвы-реки началось строительство главного стадиона страны.