Удивительным образом деревянное здание дворца графа Шереметева сохранилось до наших дней, но уже c середины прошлого столетия в нём ведутся реставрационные работы. Советские архитекторы старались привести интерьеры в соответствие с оригинальным вариантом конца VIII века, при этом сохраняя так называемые «контрольные окна» более поздних наслоений. В процессе заменялись сгнившие деревянные конструкции, восстанавливались утраченные фрагменты декора, частично положен новый паркет. По некоторым прогнозам, публиковавшимся в СМИ, музей откроется для посетителей в 2017-2018 годах. Но эти сроки не вполне соответствуют реальному положению дел, работы предстоит ещё много.
Николай Петрович Шереметев принадлежал к знатному роду и обладал немалым состоянием, но далеко не все аристократы оставили о себе долгую память в истории. Граф Шереметев состоял директором Московского дворянского банка, служил в сенатских департаментах, однако государственная служба его никогда не привлекала. Свою жизнь и свои устремления он посвятил созданию лучшей в России того времени театральной труппе.
Домашний театр появился у Шереметевых ещё до постройки останкинского ансамбля, спектакли шли в усадьбе Кусково. В репертуар созданной графом Николаем Петровичем крепостной труппы входило около сотни опер, балетов и комедий, причём граф отдавал предпочтение жанру комической оперы на музыку французских, итальянских и русских композиторов, а роли исполняли крепостные артисты. Вернувшись из длительной европейской поездки, Николай Шереметев задумал построить дворец искусств. В 1788 году он получил в наследство от отца останкинские угодья и вскоре приступил к реализации амбициозного замысла. К тому времени в Останкине уже стояла церковь и был разбит сад, получивший название Увеселительный.
Строительство началось по проекту архитектора Франческо Кампорези, но Шереметев не остановился на первоначальном варианте и привлёк свежие творческие силы в лице Джакомо Кваренги и команды русских архитекторов – Старова, Миронова, Дикушина. Для улучшения акустики дворец был задуман деревянным, а не каменным. Собственно театр находился в главном здании, которое соединялось переходами с двумя павильонами – Египетским и Итальянским. Крепостной зодчий Павел Аргунов, учившийся у Баженова и знакомый с петербургской дворцовой архитектурой, стал одним из руководителей проекта и работал над планировкой театрального зала, а крепостной механик Фёдор Пряхин изготовил механизмы для трансформации зрительного зала в бальный и другую сценическую машинерию. Дворовые люди Шереметевых оказались и талантливыми художниками-декораторами.
22 июля 1795 года на новой сцене состоялась премьера лирической драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Успех был настолько очевиден, что потребовались новые залы для размещения гостей-театралов и для репетиций труппы, состоявшей из 170 человек – актёров, музыкантов, декораторов. Перепланировкой руководил Павел Аргунов. А спустя два года дворцовым интерьерам в срочном порядке добавили пышности – граф Шереметев готовился встретить императора Павла I. Государь со свитой по дворцу прогулялся, но быстро уехал, чем изрядно разочаровал хозяина.
Крепостные театры не были редкостью в конце VIII века, в Москве свои труппы создавали Апраксин, Воронцов, Пашков, Гагарина, Голицын, Дурасов, мода перекинулась на Петербург и другие города. Но, в отличие от многих помещичьих театров, шереметевский был богат не только декорациями и гардеробами (согласно описи имущества – 194 декорации и почти сотня сундуков с одеждой и реквизитом), но талантливыми людьми. Это и режиссёр Василий Вороблевский, композитор Степан Дегтярёв, скрипичный мастер Иван Батов, актёры Петр Петров, Андрей Новиков, Григорий Кахановский, Андрей Чухнов, Иван Кривошеев, певицы Мария Черкасова, Арина Калмыкова, танцовщица Татьяна Шлыкова.
Юная дочь кузнеца Прасковья Ковалёва выступала в шереметевском театре как оперная солистка под псевдонимом Жемчугова. Обладательница прекрасного голоса и актёрского таланта стала фавориткой графа, который подписал ей вольную, а в 1801 году тайно обвенчался. Увы, это уже был закат яркой лав-стори – Николай Шереметев из-за своей болезни и петербургской службы не мог серьёзно заниматься театром, а его супруга потеряла голос и вскоре умерла от чахотки. Шереметев не был филантропом, его театральные звёзды не получили свободу, а вновь стали лакеями и прачками. Впрочем, выполняя волю Прасковьи Жемчуговой, он пожертвовал часть состояния в пользу бедных и начал строительство Странноприимного дома.
В 1809 году граф Николай Петрович Шереметев скончался и усадьба перешла во владении наследников. В XIX веке здесь многое изменилось, в 1812 году во дворце квартировали французские войска, были утрачены театральные декорации и костюмы, позднее снесены обветшавшие постройки, а театр лишился сцены и стал зимним садом. Последние заметные перемены произошли в 1856 году, когда дворец стал временной резиденцией императора Александра II. Кстати, Ротонда восстановлена по состоянию на 1856 год, когда в ней находился кабинет Александра II. После Октябрьской революции дворец был национализирован Советской властью и открылся для посетителей как Музей творчества крепостных.
При этом до недавнего времени не существовало комплексного плана реставрации и уникальная постройка стала приходить в аварийное состояние. Корреспонденты «Русского Блоггера» ознакомились с современным состоянием дворцовых залов и убедились, насколько сложная задача стоит перед реставраторами. Музей закрылся для посетителей несколько лет назад, но выставочная деятельность продолжается на других площадках, так, в Оперном доме в Царицыно экспонируются скульптуры. Значительная часть музейных экспонатов складирована в дворцовых помещениях, где пока не ведутся работы, люстры завёрнуты в целлофан, паркет накрыт войлочными дорожками. Театральный зал и не узнать – его пространство заполнено металлическими конструкциями, на которых предстоит работать мастерам. В большинстве залов работа заморожена в ожидании согласования проектной документации, переданной в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
По мере поступления информации будет обновляться официальный сайт Музея-усадьбы Останкино, где созданы разделы о прошедших и предстоящих этапах реставрационных работ: http://ostankino-museum.ru/
Некоторые нюансы происходящего прокомментировал историк искусства Геннадий Викторович Вдовин, работающий в музее-усадьбе Останкино более 30 лет, а с 1993 года занимающий должность директора.
«Русский Блоггер»: Про Останкино ходят зловещие городские легенды…
Всякий памятник живёт мифами и останкинский миф довольно устойчивый. Во время возведения дворца Николай Петрович окружал стройку тайной, огородил двухметровым забором с караулом, с поимкой шпионов. Это делалось, чтобы повторить петропавловский миф, рождение Петербурга в одночасье из ничего, распахивается занавес – и вот волшебная штука. И этот миф продолжает развиваться до сих пор. У Орлова в «Альтисте Данилове» окрестности населены всякой нечистью, у Пелевина, у Лукьяненко. Мы к этому спокойно относимся.
Неужели Шереметев не мог пригласить профессиональных актёров?
Крепостные артисты не были крестьянами от сохи, не пахари, не доярки, а те, кого можно назвать крепостной интеллигенцией. Шереметев создавал профессиональную труппу и на это денег не жалел. Создать такую труппу из московских театральных артистов вряд ли было возможно, это значило вступить в соревнование с государем.
Почему граф Шереметев считал дворец недостроенным?
С одной стороны, в завещательном письме сыну Николай Шереметев пишет как о памятнике на века, хотя и деревянном, на маленьком фундаменте, с другой стороны полагает его недостроенным, о чём свидетельствуют планы расширения дворца на север, которые сохранились в нашем архиве, в собрании архитектурной графики.
Дворец почти без потерь пережил несколько войн…
Жаль, что к сохранившимся механизмам театра не хватает костюмов и декораций, которые сгорели в сарае при французах в 1812 году. А после революции Шереметевы проявили мудрость, они понимали, что власть большевиков надолго и добровольно отдали Кусково и Останкино. Кстати, в окрестностях тоже немало интересного, например, трамвайная линия пришла в Останкино в конце XIX века. А так была деревня с коровами, утками, поросятами…
На какой стадии процесс согласования проекта реставрации?
Экспертиза – это процесс сотворчества, на вопросы экспертов надо отвечать, подчищать хвосты, допридумывать. Мы надеемся, что к концу лета – началу осени этот процесс будет завершён и можно объявлять конкурс на производство работ. Сейчас ведутся первоочередные противоаварийные работы, то, без чего обойтись нельзя, чтобы памятник не рухнул, – некоторые конструктивные усиления, работа с фасадной скульптурой, работа с монументальной живописью, в основном, с плафонами.
Глава Мосгорнаследия Александр Кибовский упоминал о неких экспериментах, которым не место в Останкино…
Останкино – летний, увеселительный, неотапливаемый дворец, но велико желание ввести его в режим круглогодичного использования для счастливых трудящихся. Против этого у нас есть ряд серьёзных аргументов. Памятник двести с лишним лет лет жил именно в таком режиме и последствия перевода в другой режим просчитать никто не может. Если за бортом минус 20, а в здании плюс 20, понятно, что с этим деревянным, картонным, бумажным, папье-машовым домиком Наф-Нафа будет происходить. Просто рассыпется.
Реставрация вернёт дворец в 1795 год?
У нас нет искушения вернуть перестроенные в XIX веке интерьеры к моменту создания дворца. Девяностолетняя матрона не может выглядеть, как восемнадцатилетняя юница. Всё, что происходит с памятником, это его жизнь, и его судьба, и никакие накладные косы и вставные зубы совершенно ни к чему. Надо уметь носить седину и прочие недостатки.
Какие перемены произойдут в Увеселительном парке?
К территории Увеселительного парка решением Правительства Москвы присоединены пять гектаров, на которых планируется восстановить уничтоженные в середине XIX века службы, конный двор, оранжереи. А если использовать пространства под ними – решатся проблемы и с хранилищем, и с реставрационными мастерскими, и площадями для работы с посетителями – лекционным, и выставочным залами. Сейчас помещений катастрофически не хватает. С передачей храма в ведение Московской Патриархии мы лишились гектара земли, на котором планировалось восстановить три флигеля, там прежде были дом управляющего, театральная гардеробная. Этого ресурса мы лишились, пусть это будет на совести тогдашних органов охраны памятников.
В одном из интервью я прочитал о «консервации» облика дворца. Это означает, что музей станет исключительно научным центром, куда не будут пускать экскурсантов?
Речь шла совсем о другом. У нас нет точного представления, как действовала театральная машинерия, поэтому не планируем приводить её в действующее состояние, чтобы всё двигалось-крутилось, но с помощью современных технологий можно показать компьютерную трёхмерную реконструкцию, как, по мнению современных исследователей, это всё происходило. А в музей после его открытия, как и прежде, будут выстраиваться длинные очереди посетителей.
Хватает ли в России квалифицированных специалистов-реставраторов?
Отечественная школа реставрации ещё сохранилась, я не чувствую, что не хватает мастеров. Мы привыкли торопиться, а тут история такая, что девять женщин, даже крепко взявшись за руки, за месяц не родят ребёнка. К примеру, пока не будут укреплены конструкции – не придут паркетчики, пока не сделают работу специалисты по декору – не придут живописцы. Это технологическая цепочка.
Рубрика: Разное. Метки: реставрация, Останкино.