3 сентября в творческом пространстве галереи Zeppelin при поддержке благотворительного фонда «Шаг вместе» открылась выставка художника Маркуса Мартиновича.
Маркусу всего 9 лет, но к этому моменту у него уже было несколько персональных и групповых выставок. Уже по одному взгляду на его картины можно понять, что он чувствует и понимает мир иначе, чем мы: гораздо тоньше. И дело вовсе не в том, что он ребенок (помните, в «Мэри Поппинс» был эпизод о близнецах, которые в детстве понимали язык животных, радовались лучам солнца, а каждый момент они воспринимали, как новое открытие … В конце главы близнецы удивлялись: «Неужели мы вырастем и перестанем все это чувствовать, разговаривать с птицами? Почему так не может быть всегда?»)… Маркус – особенный художник. В раннем возрасте у него обнаружили аутизм. По словам его мамы, Натальи, он до шести лет почти не рисовал, но в какой-то момент попросил краски и бумагу. Так на свет появилась первая картина «Тень мамы у окна».
Каждая картина – метафора, отражение внутреннего состояния мальчика и его настроения. На выставке рядом с некоторыми работами были краткие пояснения о том, как и в каких обстоятельствах они были написаны. Не зная этих историй, можно просто подумать, что это просто веселые детские картинки… Например, на холсте «Не стой на моем японце» изображен силуэт женщины с длинными синими волосами на красном фоне, которая стоит на японце, а вверху написано слово Tavor. История сюжета такова: «Тавор» – препарат, после которого у Маркуса начались галлюцинации. В течение трех дней мальчик был уверен, что рядом с его кроватью лежит японец, и когда каждый раз к нему подходили взрослые, он просил уйти с японца. Еще одна особенная картина – «Маркус с закрытыми ушами». Мы не видим на ней лица мальчика, только затылок и отчаянный жест человека, который закрывает уши . Почему? От страха? От шума? От мира? От боли? Или холст «Маркус, сидящий на черном чемодане в дверном проеме голый», который был написан в клинике. И совсем особенное произведение: «Маркус, целующий мамину руку». Наталья рассказала, что у них с сыном есть традиция: во время прогулок целовать друг другу руки. Сколько нежности, смысла, любви и признания в одном простом жесте: поцелуе рук. Рук, которые не только помогают нам ощущать предметы, но и передавать наше тепло и заботу людям, которые нам дороги. Как часто мы задумываемся о таких простых и банальных вещах?
В галерее было представлено около 28 работ. Часть из них была продана на благотворительном аукционе, который вел аукцион Гоша Куценко. Начальная цена лотов составляла 20 000 рублей. Цена картин доходила до 50, 60 и даже 85 000 тысяч. Кстати, половина прибыли от аукциона отправилась в фонд детям с ДЦП «Шаг вместе».
На выставке было очень много гостей. Кто-то знает лично маму Маркуса, кого-то пригласили друзья, а кто-то пришел, потому что он хорошо знаком с проблемами аутизма. Важно то, что каждая такая выставка, каждый пришедший гость – это маленькая победа не только для нас самих, таких черствых, зашоренных, зажатых, погрязших в своих проблемах, в зарабатывании денег (или, наоборот, в пустых растратах), но и для тех «Маркусов», о которых мы не еще не знаем. Эта выставка дает огромную надежду тем родителям, которые растят особенных детей, и рушит большой стереотип о том, что особенным людям трудно найти свое призвание в жизни и реализоваться в социуме.
Мария Иванова, организатор выставки, продюсер:
«К сожалению, пока еще рано говорить о том, что мы признали особенных людей – недавняя история с сестрой Натальи Водяновой тому подтверждение. Сегодняшний эвент – только первый шаг. Я считаю, что Маркус достоин отдельных выставок не только в России, но и зарубежом. Я давно знаю маму Маркуса и очень хотела организовать такую выставку. Мы все сделали очень быстро: буквально за месяц. Спасибо партнерам, которые активно помогали все организовать. Каждый может прийти сюда, посмотреть и может даже, купить работы. 6 сентября будет встреча Натальи с другими родителями аутичных детей. Мы все это затеяли ради того, что родители обратили внимание на способности своих деток: чтобы они помогали развивать талант и тем самым социализировали ребенка. Уверена, что в будущем Маркус станет известным дизайнером или зарубежным фотографом».
Юлия Любчикова, гостья:
«Наталья, мама Маркуса, моя одноклассница. Собственно, мы и организовали одну из предыдущих выставок Маркуса – в библиотеке Анны Ахматовой. Я сюда пришла поддержать Наталью, а заодно посмотреть другие картины, так как их тут гораздо больше. Считаю, что подобные выставки не только интересны, но и нужны. У меня у самой были подобные идеи, просто сфера, в которой я работала, не позволяла мне это реализовать. Но как только я перешла на новую работу, решила находить что-то подобное и пытаться внедрять это в библиотечное пространство, знакомить людей с этой проблемой через искусство. У людей была самая разная реакция: кто-то был в шоке и не понимал, как такое может быть. Важно еще то, что благодаря выставке Наталья смогла познакомиться с другими родителями, которые воспитывают особенных детей: они общались и делились мнениями друг с другом».
Наталья Матвеева, гостья:
«Я пришла на эту выставку по наводке моей подруги. По образованию я психолог – занимаюсь непосредственно психотерапией. Сейчас я погрузилась в изучение проблем аутизма и шизофрении, поэтому мне очень интересна эта выставка не только с точки зрения искусства, творческого подхода. Для меня это новый опыт. Вижу эти работы впервые и очень поражена: такое сложно создать человеку в рамках социума – эти картины особенные, они очень гармонично подходят друг другу по стилистике, формату, композиции».
Анастасия, гостья:
«На выставку меня пригласил мой друг. Работы Маркуса очень настоящие. В них как раз таки есть эта «настоящесть», искренность – это самое важное, что может быть. Мне кажется, что он никакой не другой – у меня нет такого ощущения, просто он особенный».
Анастасия Лобнинова, корреспондент, гостья:
«О выставке я узнала случайно благодаря ленте друзей в социальной сети: это был просто перепост старой записи с рассказом о творчестве Маркуса. Я была чрезвычайно впечатлена картиной «Маркус в роли Манфреда Бернера ест малину, и она падает прямо на его футболку» . Конечно, невозможно пройти мимо названий его работ. Гоша Куценко сказал, что они кинематографичны, то есть как последнее высказывание в фильме, которое является квинтэссенцией всего. Мне очень нравится глубина его образов, мышление, видение ситуации, хотя очень абстрактен. У меня родилось даже сравнение с Пикассо, хотя у них совсем разные образы. К сожалению, не могу похвастаться частым посещением подобных выставок, но совсем недавно была на схожей по характеру выставке в «Квартире 10» на вернисаже аутиста Николая Филлипова. Я наблюдаю позитивную тенденцию: мы действительно становимся толерантнее и терпимее. Плюс, возможно мы еще понимаем то, что эти картины представляют интерес и могут пользоваться спросом. Думаю, что такая выставка, как здесь, могла бы с успехом пройти зарубежом и была бы там востребованной. Хочется верить, что дар не покинет Маркуса и мы увидим еще его другие произведения».
Наталья, мама Маркуса:
«Когда мы организовывали эту выставку, часто слышали от людей пессимистичное «Ничего не изменится, пока государство не станет помогать». Неправда. Хочу сказать, что государство –это мы. Мы в своих домах растим будущих политиков и управленцев. Мы живем по соседству с будущими политиками. Управленцами и другими такими же гражданами. И если мы с вами сделаем добрые дела, то они никуда не денутся. Спасибо огромное, что вы пришли».
Выставка продлится в галерее «Zeppelin» (Новинский пассаж) до 10 сентября. Вход свободный.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: выставка, арт, открытие, художник, Zeppelin.