Новосибирский авиационный завод им. Чкалова — одно из крупнейших самолётостроительных предприятий России, входящее в состав компании «Сухой». В начале 90-х годов завод начал разрабатывать истребитель-бомбардировщик Су-34 поколения 4+. С 2006 года началось серийное производство этих машин. На октябрь 2015 года на вооружении ВВС России стоит 73 единицы.
В настоящее время самолёты Су-34 принимают участие в боевых действиях в Сирии.
По классификации НАТО фронтовой бомбардировщик Су-34 получил кодовое обозначение Fullback («Защитник»). Самолёт предназначен в первую очередь для уничтожения сухопутных войск, ПВО и кораблей противника.
По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению самолётов «4+». Конкурировать в ближнем воздушном бою с истребителями большинство бомбардировщиков не способно. Сказывается больший вес и меньшая манёвренность. Но этот самолёт сочетает в себе скорость и подвижность истребителя с ударными возможностями бомбера.
Цех агрегатной сборки Су-34.
Сборка каналов воздухозаборников.
Контроль качества клёпки.
На стапелях производят стыковку трёх фрагментов будущей машины: головной части, воздухозаборника и хвостовой части.
Всего Су-34 содержит 57 тысяч деталей.
Установка встроенного пушечного вооружения калибром 30 мм и боекомплектом на 150 выстрелов.
После проверки фюзеляжа на герметичность («дождевание»), изделие попадает в цех окончательной сборки.
Подготовка под клепку.
В прошлом году НАЗ им. Чкалова выпустил 18 машин, план на 2015 год аналогичный.
Монтаж трубопроводов систем самолёта.
Процесс клёпки одной машины занимает около 2,5 месяца.
Средний возраст основного состава рабочих и специалистов завода составляет 40 лет.
Когда фюзеляж готов, к делу приступают монтажники систем и оборудования, в их руках машина превращается в «живой» организм, приобретая все необходимые системы.
НАЗ им. Чкалова дает работу более чем 7 тыс. человек, гарантирует зарплату около 40 тыс. рублей.
Помимо выполнения гособоронзаказа, с 2004 года предприятие совместно с российскими и зарубежными партнёрами работает над проектом Sukhoi Superjet 100 (SSj-100) — российским региональным самолётом. Завод выпускает носовой и хвостовой отсеки фюзеляжей, а также горизонтальное и вертикальное оперения.
Сборка горизонтального оперения – стабилизатора лайнера.
Несмотря на автоматизацию многих производственных процессов, профессии сборщик-клёпальщик и слесарь-сборщик по-прежнему остаются самыми востребованными на самолётостроительном производстве.
После агрегатной сборки отсеки фюзеляжа и оперения отправляются на его окончательную сборку в Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край) филиал ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (КнАФ).
Вернёмся к Су-34.
Перед сдачей изделия заказчику авиазавод производит испытания, которые длятся около двух месяцев. Испытания проводятся вне населённых пунктов на расстоянии примерно 150-170 км от Новосибирска.
За один испытательный полёт на машине тестируются 350 режимов. Проверяются общая работоспособность систем самолёта, двигателей, бортового и радиолокационного оборудования. Лётные качества машины проверяют на предельно низких и максимально больших высотах в сверхзвуковом режиме.
Экипаж 34-ки состоит из двух человек — штурмана и лётчика. Сидят они по бокам друг от друга. Компактное расположение кресел пилота и штурмана позволяет членам экипажа поочередно покидать рабочее кресло и отдыхать в закабинном отсеке, распрямляясь в полный рост.
Благодаря сплюснутой носовой части фюзеляжа Су-34 получил прозвище «Утёнок».
В хвостовой балке размещен РЛС заднего обзора и вспомогательная силовая установка (ВСУ), которая позволяет запускать двигатель без дополнительного источника питания на земле. Наличие ВСУ расширяет количество аэродромов базирования и делает работу лётчиков более комфортной — не нужно ждать запуска основных двигателей, для достижения оптимальной температуры в кабине.
Многофункциональная РЛС дальностью обзора воздушных целей до 120 км позволяет сопровождать до 10 объектов и вести обстрел 4 целей одновременно.
Кабина выполнена в виде цельнобронированной капсулы с использованием титановой брони (толщина до 17 мм), бронирован и расходный бак самолёта. В общей сложности на самолёте почти полторы тонны брони – что резко повышает «живучесть» машины и защищённость экипажа.
На Су-34 установлены двухконтурные турбореактивные двигатели с регулируемым соплом АЛ-31Ф. Именно они позволяют самолёту набирать скорость до 1900 км/ч. Их производят на Уфимском моторостроительном производственном объединении (УМПО) и АО НПЦ «Салют».
Максимальный взлётный вес самолёта достигает 45 тонн, радиус действия может превышать 2000 км. Бомбардировщик оснащён системой дозаправки в воздухе, которая позволяет дополнительно увеличивать дальность полёта.
Самолёт способен подниматься на высоту до 15 км и нести на себе до 8 тонн боевой нагрузки — 12 ракет класса «воздух-земля» или «воздух-воздух», а также неуправляемые ракеты и бомбы.
Впервые Су-34 применялись в ходе войны в Южной Осетии в качестве прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО.
Сейчас сделанные в Новосибирске бомбардировщики принимают участие в военной операции России в Сирии для атак позиций боевиков ИГИЛ (организация запрещена на территории Российской Федерации).
Стоимость одного самолёта Су-34 — 1,5 млрд рублей.
В рамках действующей госпрограммы вооружения, ВВС должны получить 124 самолёта к 2020 году и полностью заменить ими Су-24.
25 и 26 мая на аэродроме «Черное» прошел единственный в России фестиваль, целиком и полностью связанный с небом – «Небо: теория и практика».
Ходынский бульвар двухкилометровой дугой огибает территорию бывшего Центрального аэродрома имени Фрунзе.
Последний самолет из Беларуси приземлялся в воронежском аэропорту аж 30 лет назад. И вот, на днях международный аэропорт Воронежа принимал рейс из Минска.
11-12 мая в Москве прошла масштабная акция «День без турникетов», в ходе которой москвичи смогли посетить производственные площадки различных отраслей промышленности.
На МАКС на велосипеде! Большинство СМИ не покажет вам авиашоу с такого ракурса.
Крушение Ту-154 – трагедия, которая затронула всех. Злой умысел: собрать ярких людей в одном месте, чтобы их жизнь трагически оборвалась.
В декабре 2016 года запланирована остановка блока №1 РБМК (Реактор большой мощности канальный) ЛАЭС для того чтобы приготовить его к выводу из эксплуатации.
27 апреля под руководством председателя КЧС и ПБ г. Москвы Петра Бирюкова провели масштабные учения по защите населенных пунктов от лесных пожаров.
По замыслу учения пилоты Ка-52 и Ми-8 АМТШ Черниговской авиабазы совершили перелёт на один из запасных аэродромов на юге Приморья.
Погибли 62 человека. Почему и как произошла трагедия следствие будет выяснять не один день. Сразу были озвучены несколько основных версий случившегося, и итоги этого расследования могут оказаться непредсказуемыми, если не сказать фантастическими. Как часто уже было в последние годы.
Эта зима в Новосибирске выдалась необычной. Удивительно тёплый для Сибири декабрь и светлый, безоблачный январь. Яркие рассветы и красочные закаты — идеальное время для съёмки города.
Пейзажи промышленного города с двумя миллионами годовых загрязняющих выбросов в атмосферу.
В Измайловском Кремле состоялось уникальное событие — финал второго национального конкурса красоты для девушек-бортпроводников «Топ самых красивых стюардесс России 2015».
На авиабазе Военно-воздушных сил России «Черниговка» в Приморском крае проходят летно-тактические учения штурмовой авиации.