21.11.2015 15:58

Катя Брук: «Никто тебя не будет учить, пока ты сам этого не захочешь»

Текст: Алена Борисова

Катя Брук – студентка, фотограф, художница из Москвы. Ее скетчи в интернете привлекают внимание многих. Чем ее работы так интересны? Катя рисует забавных монстров причудливых форм. Картины пестрят красками. На бумагу она выливает все свое воображение. 
Летом, с июля по август проходила выставка ее работ в Jeffrey’s Coffee, где мы с ней встретились. Катя рассказала о том, что она вовсе не умеет рисовать, но каким-то образом у нее это выходит.

– Привет, Катя! Очень рада с тобой встретиться. Это твоя первая выставка?

– Личная – да. До этого я делала выставки только вместе с моим курсом в институте. Это были либо финальные выставки за год, либо как отдельный проект.

– Кто помог в организации?

– Мне очень повезло! Тут работают мои хорошие друзья, один из которых является арт-директором этой кофейни, Влад. Он мне предложил устроить выставку, а так же в рамках нее проводить мастер классы.

Долго готовились к выставке?

– Не могу сказать, что долго, но да… Я просматривала практически все свои работы, начиная с первого курса, когда у меня уже стали появляться более-менее осознанные вещи в моем стиле. Потом проходил процесс фильтрации – где-то неделю, еще неделю я покупала багеты, красила их и т.д.

– Мне рассказали, что ты так же занималась оформлением этого кафе. Это так?

– Да, за несколько дней до открытия мне предложили украсить стенку с меню. Я два дня работала над большой стеной и так же сделала небольшие дополнения в виде гирляндочек с моими работами. Но это такие, маленькие дополнения.

– Хотела бы поговорить про твое творчество в целом. Откуда идеи рисовать монстров, и как давно ты их рисуешь?

– Скажем так, к моему институту, когда я уже осознала, что хочу стать человеком творческим, я начала готовиться с 7-го класса, и именно целенаправленно в “Британку”. Меня туда направили родители. Но где-то к классу 11 я уже более осознанно начала понимать, что не умею рисовать. Скажем так, если вы попросите меня сесть и написать чей-то портрет – я этого сделать не смогу. Поэтому, изначально то, что на тот момент можно было назвать «моим стилем», это комбинация тогдашнего увлечением японским современным искусством, а также активным чтением манги и просмотром аниме, а так же всем связанным с этим. Я просто не умела рисовать и каким-то образом начала выкручиваться из этой ситуации, тем самым начав такую стилизацию. И естественно, я вкрапляла те элементы, которые мне нравились у других иллюстраторов, художников в момент моего обучения. Такой вот микс.

– А можешь назвать своих любимых иллюстраторов?

– Мне нравятся работы художников Джеффа Соты и Майкла Хуссера. Наверное, эти два имени я могу назвать точно, так как они воплощают два направления, которые очень близки мне. Джефф Сото – яркость и монстрики. Майл Хуссер – это уже немного другая история. В его творчестве меня прельщает – нагота, более какие-то извращенные рисунки, кружева и рюши, уродство лиц и т.д.

– Ты помнишь своего первого «монстрика»?

– Помню! Это был заяц, у которого была открыта черепушка, и из черепной коробки вылезали небольшие мозги, которые едят птички. Было это в году 2009 или 2010 .

– Тебе с трудом даются работы или уже как на автомате?

– Если разграничить работы, которые я делаю в свое фри-тайм и институтские – то это разные вещи. То есть, когда я рисую в свое свободное время – это полет. Из меня просто льются те или иные образы, и сюжеты завязываются сами собой. Когда от меня требуется осознанный подход к работе, то мне очень часто дается это сложно. Я до последнего не могу ничего сделать, пока мне тупо не вдарит в голову. И для меня создать что-то искусственно и вот просто заставить себя сесть и сделать – дается очень сложно. Но у меня всегда бывает такое, что я могу либо до последнего тянуть и меня прорывает. Либо меня озаряет в самом начале, и я делаю все сразу. Поэтому подход «Британки» к тому, что у тебя есть проект, к примеру, на три недели, из которых две с половиной недели ты должен бродить эти идеи в своей голове, а потом уже в самом конце определиться с тем , что ты хочешь выдать в финале – мне сложно. Потому что у меня должен быть момент, когда мне в голову ударит. А это может произойти в начале, в середине или в конце. Но мне всегда удается сделать все в сроки. Правда, я не всегда довольна тем, что у меня получается по институтским проектам. Потому, что все они очень разнотипные, и что-то мне подходит, а что-то нет.

– Раз мы заговорили про учебу в Британке: на каком курсе и факультете ты учишься?

– Сейчас у меня последний курс. По его окончанию, если я все же не залажаю и смогу все сдать, то я стану бакалавром в области иллюстрации. Курс называется графический дизайн и иллюстрирование. Но начинала я с того, что пыталась поступить на факультет современного искусства. Вообще программа в Британке немножко отличается от стандартного русского образования. То есть сначала ты поступаешь на курс Pre–foundation, где пол года ты пробуешь себя во всех стезях: промышленный дизайн, графический дизайн, иллюстрация, фешн, современное искусство. И в первый год моего обучения, я решила пойти на современное искусство, потому, что я не хотела и не хочу сидеть в офисе или компании, и работать над иллюстрациями для кого-то. Я себя больше позиционирую как свободный художник-иллюстратор. Можно назвать это по-разному. Во время моих попыток учиться в тот год, я для себя выяснила, что современное искусство – это больше образ мышления, и очень часто физический ауткам является не столько важным, нежели идея, которую ты в него вкладываешь. И из-за этого у меня и не сложилось с этим факультетом. Я осталась на второй год. И уже при повторе Pre-foundation я окончательно и бесповоротно определилась, что хочу продолжить свой путь на факультете иллюстрации.

– Какие для себя открытия ты сделала в Британке? Или что Британка открыла в тебе?

– Никто тебя не будет учить, пока ты сам этого не захочешь. И ты реально должен хотеть заниматься тем, чем ты занимаешься. Поскольку в этой профессии нельзя просто так прийти и научиться. Если ты потерял интерес и страсть, и тебе резко перехотелось этим заниматься – уходи из нее.

– А если говорить о творчестве? Например, ты думала, что никогда не сможешь сделать это, а Британка доказала тебе обратное.

– Опять же, в Британке не обучают особо рисунку и живописи, но там учат тому, что либо ты отстаиваешь свои идеи, либо учишься слушать других. И я учусь отстаивать свои! Потому, что когда я начинаю слушать других, то у меня выходит что-то, что мне не нравится. У меня были плохие работы, но я знала – это я… Могу признать, что это плохая работа, что могу лучше, но это одна из ступеней, которые я должна пройти, понять и пойти дальше. Этому меня научила Британка. Там говорят: «Хочешь знания – побегай за нами!».

– У тебя в институте был очень интересный проект – “Jabberwocky”. У тебя вышел очень необычный костюм. Можешь рассказать про него?

– Нам дали стихотворное сочинения Льюса Кэрролла «Бармаглот». Каждый должен был выбрать себе персонажа и сделать по нему костюм, а затем это должен был быть совместный перфоманс. Задание выпало на неделю ридинг уик, у нас не было на тот момент других брифов и занятий, мы просто сидели и работали, каждый в своем режиме. Я не могу сказать, что как-то сильно психовала из-за этого проекта или готовилась. Я даже не делала скетчи перед тем, как делать костюм.

– Что за персонаж?

– Туглевуд – Лес. Я решила пойти по легкому путь, даже скетчи не делала. Костюм создавался очень просто. Я поехала в «Леруа Мэрлен» и для начала нашла материалы.

– А из чего костюм создан?

– Основа всего – это большой абажур. Сверху на нем монтажная пена, поскольку всегда можно выкрутиться с монтажной пеной, и это самое простое, что только может быть для создания интересной формы и текстуры. И еще я знала, что не хочу работать с тканью, не собираюсь заморачиваться с цветом, поэтому был выбор между белым, серым и черным. Пошла по черному, поскольку это очень простой вариант. Если что-то отвалится или потрескается – баллончик в руки, закрасила, все отлично. Все остальное кроме абажура и пены это – глаз из пластмассовой тарелки с лампочкой, которая должна была работать, но папа сделал мне механизм, который включал лампочку, чтобы она горела без проводков. Как только Катя получила этот механизм в руки, то вытащила от туда батарейку, проводок переломался и вся папина работа полетела в помойку. Но я не хотела ему этого говорить и соврала. Естественно, он понял, что я все сломала и лампочка не горит, но он знает, что с техникой у меня не лады, так что не стал ничего говорить. Все остальное – это волосы из канекалона. Наверно, это было гениальное решение, но две недели ожогов на пальцах с тысячи этих прядей, которые я вручную по одной в ряд клеила. Причем у меня низкий порок боли, зачем мне перчатки?! Я буду все это пальцами прижигать! У меня клей от глюгана был по всему полу. Я сидела и стояла в различных позах. Каждый день я проводила по 5-6 часов за этим делом. И еще из-за металлического каркаса, его необходимо обязательно придерживать руками опираясь на плечи. Иначе плечи просто продавятся. Огромнейшее спасибо Алене и Алисе (сокурсницы), за то, что они вытерпели фотосессии в этом костюме. У меня их было две: в студии на белом фоне и на локейшене. Они вытерпели два часа стояния в этом костюме.

– Давай немного отойдем от рисунков и учебы. Какие у тебя еще есть увлечения? Я знаю, что ты любишь фотографировать, и время от времени даже проводишь фото сессии.

– Можно сказать что это больше моя «вторая профессиональная деятельность», а не хобби. Я даже ходила в школу фотографии, чтобы получить диплом, что я фотограф. Ведь по-другому не умею. Я не могу пойти делать что-то, не получив перед этим определенную базу знаний. Я уважаю людей, которые просто взяли в руки фотоаппарат и стали этим заниматься, но я так не могу. Мне нужна бумажечка, что я что-то более-менее знаю и могу этим заниматься. Так же я всегда занималась какой-то спортивной деятельностью. Это одна из неотъемлемых частей моей жизни. Всегда ходила на какие-то секции: ушу, бассейн, конный спорт и т.д. А сейчас это просто какая-то активность.

– Бегаешь по утрам?

– Нет. Я в зал хожу. Качаюсь. Я художник и недокачек.

– Интересно. Ты делаешь принты для тетрадей, блокнотиков и прочих товаров. Ты сама их выпускаешь?

– Да, я выпускала тетради, но они не очень пошли. Школьникам они все же не нужны. А людям постарше больше интересны скетчбуки. А вот с тетрадями немного не то все-таки. Но я нацеливаюсь на выпуск своей фирменной продукции и с этого года я начинаю активно к этому готовиться. Так же я хочу внедриться в производство авторских игрушек.

– В рамках выставки твоих работ ты так же проводишь мастер классы. Расскажи о них, пожалуйста.

– На первый никто не пришел из-за отвратительной погоды и проблем с транспортом. Поскольку метро Бауманская закрыта, добраться сюда проблемно. Так что пока рассказать и нечего.

– А о чем он должен был быть?

– Первый – «Умение рисовать не умея», второй – «Умение видеть и визуализировать». Первый больше был направлен на практику, второй на поболтушки.

– Какие трудности возникают у новичков-художников?

– Зацикленность на своем «Я», хотя эта трудность редко выводится. Очень поздно доходит то, что ты не особенный. То есть нет, может ты и особенный, но в этой индустрии ты всегда должен двигаться и не останавливаться на чем-то. Нужно постоянно совершенствоваться. К примеру, я люблю черно-белую графику и рисовать монстров, но если я решу остановиться на этом этапе и перестану исследовать и узнавать что-то новое, пускай и в схожих направлениях, то дальше я с этим никуда не пойду. Возможно, на данный момент то или иной востребовано и интересно, я могу и дальше просто выкладывать фотографии своих скетчей, но через какое-то время у людей совершенно пропадет интерес. Еще, очень сложно найти себя. Понемногу, но я до сих пор продолжаю дорабатывать свой стиль, поэтому наверное я не могу судить о том, какие именно трудности возникают у новичков и старичков, так как я сама еще новичок и всегда им останусь, главное, как мне кажется, продолжать работать, не останавливаться и быть верным себе, несмотря ни на что, и тогда все трудности со временем превратятся лишь в небольшие вопросы и уроки прошлого.

Рубрика: Разное. Метки: арт, Катя Брук, иллюстратор.

Другие публикации