23.11.2015 12:44

Дороги в Казахстане

Текст и фото: Сергей Анашкевич

Казахские дороги сумели и разочаровать, и порадовать, и удивить, и рассмешить…
Здесь можно встретить и участки, ни разу не ремонтированные со времен СССР, и грунтовки, и отличные современные автобаны. Но при этом все идет к последнему варианту. Казахи молодцы, за дороги они взялись основательно и результат впечатляет.

А еще их дороги до невозможности колоритны: здесь можно встретить все, что угодно. И заправку а-ля 60-е, и повозку, запряженную тремя ослами, и БТР, и даже … приземляющийся самолет.

Первое знакомство с казахскими дорогами выглядело вот так.
Ну все, подумал я, вот это у них задница с дорогами. А ведь за последующие четыре дня нам предстояло проехать более 2 тысяч километров… Увиденное через стекло Landrover совершенно не радовало: грунтовка с жирной грязью и щебнем, плотный трафик по ней и масса дорожной техники на определенных участках.
Но оказалось, что это временная дорога-грейдер, построенная параллельно с гигантской стройкой современного бетонного автобана “Западная Европа – Западный Китай”.

Дороги в Казахстане

Эта дорожная стройка поистине масштабна – по временной дороге-грейдеру мы проехали более 100 километров. Началась она вскоре за Алматы и закончилась аж в Панфиловском районе чуть ли не на границе с Китаем.

Дороги в Казахстане

Многие участки уже построены, некоторые как раз в процессе заливки бетона. Протяженность автобана составит 8445 километров, из которых 2787 по территории Казахстана. Автобан должен соединить Санкт-Петербург и Ланьюнган на Желтом море.

Дороги в Казахстане

Вот как выглядит современный автобан на срезе. Сначала грунтовая подушка, на которую заливается цельный слой бетона. В нем делают специальные разрезы, в которые вставляются резиновые термошвы, которые как амортизаторы призваны предотвращать разрешения дороги в жару и сильные морозы.

Дороги в Казахстане

Вот так выглядят уже готовые участки автобана от Алматы до Тараза и Шымкента.

Дороги в Казахстане

На небольшом участке автобан проходит вдоль самой границы Казахстана и Кыргызстан.

Дороги в Казахстане

Пограничные вышки стоят в каких-то сотнях метрах от трассы.

Дороги в Казахстане

Один раз я даже увидел пограничные столбы.

Дороги в Казахстане

Кстати, в этих местах мы даже несколько раз встретили колонны военной техники. Оно и понятно, граница рядом.

Дороги в Казахстане

Встречали мы военную технику и на других трассах, тоже на границе. Только на этот раз с Китаем.

Дороги в Казахстане

За исключением совсем неважных временных дорог вдоль строящегося автобана, остальные дороги на юге Казахстана очень даже неплохие. При этом еще и очень красивые.

Дороги в Казахстане

Несмотря на то, что на календаре 2015 год, наследие СССР очень хорошо видно на местных дорогах. Глядя на такие бетонные стелы “Добро пожаловать”, мне хочется начать коллекционировать фотографии с ними.

Дороги в Казахстане

Кстати, один из участков трассы Алматы-Хоргос прямо посреди степи внезапно очень сильно расширяется, и следующие километров 5 ты едешь как будто по асфальтному полю. Удивленные мы спросили у гида, почему здесь такой странный участок дороги, на что она ответила следующее: его построили таким специально для того, чтобы в случае необходимости здесь имел возможность приземлиться даже самый крупный в мире самолет.

Я так и представил, как едем мы по трассе, и вдруг в небе появляется идущий на посадку Airbus A380…

Дороги в Казахстане

Есть в Казахстане, конечно, и не асфальтные дороги. Их тоже не мало, в основном в степи и соединяют они небольшие населенные пункты. Кстати, к Чарынским каньонам, о которых я совсем недавно рассказывал, с трассы ведет как раз грунтовая дорога.

Дороги в Казахстане

Одной из особенностей казахских дорог является их прямолинейность. Оно и понятно – степи облегчают задачу строителям, которым нет необходимости обходить сложности рельефа.

Дороги в Казахстане

Дорогие, которые видно на много километров, всегда особенно красивы.

Дороги в Казахстане

В горной части Казахстана с дорогами тоже полный порядок. Иногда, правда, встречаются участки с требующим ремонта дорожным покрытием, но это скорее исключение, чем правило.

Дороги в Казахстане

На казахских дорогах совсем не бывает скучно. Увидеть здесь можно все что угодно. Например, внезапно прискакавшего из степи всадника, который двигается по обочине дороги, словно привычный в средней полосе России велосипедист.

Дороги в Казахстане

Иногда, двигаясь по дороге, приходится в прямом смысле прорываться через стадо коров или овец.

Дороги в Казахстане

Здесь вообще стоит быть особенно внимательным за рулем. Ведь даже на совершенно ровном и просматриваемом участке прямо посреди дороги может внезапно повстречаться коза или баран.

Дороги в Казахстане

Встречаются даже специальные знаки, предупреждающие об участках массового перегона скота через трассу.

Дороги в Казахстане

Вдоль дорог в Казахстане часто встречаются различные фигуры животных и птиц, живущих в этих краях.
Иногда они выглядят очень комично, как, например, этот фиолетовый орел, которого наш водитель назвал попугаем.

Дороги в Казахстане

И снова наследие СССР. Древний трактор на постаменте около дороги.

Дороги в Казахстане

Но самые винтажные здесь – остановки! Каждая из них уникальная и неповторима.

Дороги в Казахстане

Часто на них встречается лепнина и бетонные картины.

Дороги в Казахстане

В отличие от, в общем-то, неплохих дорог, дорожная инфраструктура сильно отстает.
Кафе, торговые лавки и мотели глубоко застряли в совке.

Дороги в Казахстане

Обратил внимание, что вдоль трассы очень много заброшенных кафе или помещений с табличкой “Продается”. Видимо, не очень идет в Казахстане придорожный бизнес.

Дороги в Казахстане

Много и заброшенных заправок. Я поинтересовался причиной этого странного явления, ведь АЗС всегда нужны на трассе. Мне ответили, что это еще старые заправки, оставшиеся со времен СССР, их топливные емкости и оборудование не соответствует современным требования. Замена всего этого дела многим владельцам не по карману, покупателей они долго найти не могут, вот и стоят заправки в ожидании лучшей доли.

Дороги в Казахстане

Хозяева пытаются сохранить топливные колонки как могут.

Дороги в Казахстане

На трассах хватает в той или иной степени современных заправок, но все еще встречаются и вот такие раритеты.

Дороги в Казахстане

Дорожной полиции довольно много, ловят на радары с камерами, на обгон на сплошной или просто проверяют документы (хотя формально не имеют права). Нас за 4 дня останавливали несколько раз, но отпускали довольно быстро… Все решается быстро и недорого.

Дороги в Казахстане

Несколько раз замечал людей, собирающих мусор вдоль дорог. И обочины действительно чистые. Видно, что это работа поставлена хорошо.

Дороги в Казахстане

Повсюду на дорогах очень много людей, которые ловят попутки. Видимо, с общественным междугородним транспортом в Казахстане все довольно плохо.

Дороги в Казахстане

В конце пару слов о культуре вождения. В Казахстане хватает джигитов, которые не очень чтят правила, поэтому на дороге стоит быть все время внимательными. Даже на двухполосной дороге с разделителем можно встретить машину, которая будет ехать тебе навстречу потому, что ей нужно на примыкающую дорогу, а объезжать до разворота далеко.

Дороги в Казахстане

Довольно часто можно увидеть разрывы в разделительном отбойнике – аварийность на трассах Казахстана довольно высокая.

Дороги в Казахстане

Некоторые джигиты любят не только ездить вне правил, но и выделяться из толпы. Например, отсутствием номеров на машине. Не раз встречали такие машины, как правило, довольно дорогие. И очень неприятно ведущие себя на дороге.

Дороги в Казахстане

В общем, казахские дороги оставили довольно неплохие впечатления. Особенно учитывая начало)

Дороги в Казахстане

Рубрика: Разное. Метка: Казахстан.

Другие публикации