17 января В Театре на Таганке в рамках четвертой сессии проекта «Репетиции» на суд зрителей был представлен эскиз спектакля Юлии Ауг «Клятвенные девы» по пьесе Олега Михайлова.
В патриархальном албанском обществе до сих пор существует обычай, уходящий корнями еще в доосманский период. В семье, в результате несчастного случая, войны или кровной мести оставшейся без мужчины, одна из старших дочерей приносит клятву бурнеши и берет на себя обязанности мужчины. Клятва подразумевает обет безбрачия и целомудрия. Девушки, принесшие клятву бурнеш, получают мужское имя и одежду, коротко стригут волосы, наследуют имущество семьи, имеют право голоса на сельском сходе и могут осваивать любые мужские профессии. Но главное, они обязаны хранить традиции, заботиться об остальных членах семьи, защищать их, если понадобится, с оружием в руках.
Вот о такой семье и идет речь в спектакле. Компьютеры, мобильная связь и миниюбки добрались и до Тираны и постепенно разрушают старые устои, но не для бурнеши дяди Кеки, который строго следуя патриархальному Кануну, правит в семье железной рукой. На его попечении вдова брата Эдона, ее умственно неполноценный сын, пострадавший в результате неудачных родов, младшая сестра Теута и ее прикованная к инвалидному креслу дочь Лири. Но дядя Кека уже не молод, а наследника в семье нет. Последняя надежда на юную Розафу – сироту, только что взятую в жены племяннику Сали, которая должна родить наследника. Действие начинается сразу после свадьбы, которая не принесла радости никому, ни жениху, который сидит в подвале, ни невесте, выданной замуж против ее воли, ни гостям, которым так и не показали жениха, ни дяде Кеке, которому весь день отчаянно жали парадные сапоги.
Постепенно мы узнаем историю каждой из женщин. Беременная Эдона потеряла мужа и была изнасилована солдатами, когда по совету Кеки, муж Эдоны отправился покупать оружие. С тех пор она не произнесла ни слова. Теута по вине Кеки лишилась сына, а ее дочь стала инвалидом. Безропотно подчиняясь средневековым порядкам, обе женщины боятся и в тайне ненавидят Кеку. Кека по своему заботится о женщинах, основываясь на требованиях Кануна, а о любви там ничего не сказано. Как ни странно, самым свободным человеком в семье является прикованная к инвалидному креслу Лири, которая лишена столь многого, что уже ничего не боится. Планам дяди Кеки не суждено было сбыться – УЗИ показало, что Розафа ждет девочку. Спасая Розафу от аборта, Лири пытается помочь ей бежать, но сработавшая сигнализация приводит к трагедии – Кеки убивает Розафу. Понимая, что его посадят в тюрьму и не мысля иного выхода, дядя Кека вынуждает принести клятву бурнеши единственную девственницу в семье – племянницу Лири. “кто защитит этих женщин? Кто будет их любить? У меня это плохо получалось, может быть у тебя получится лучше.”
Жесткий, страшный спектакль о людях, которые покорно следуя бесчеловечным обычаям, делают жизнь друг друга невыносимой. По словам режиссера Юлии Ауг:”Если в мире нет любви, то жизнь становится адом”.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: театр, спектакль, Театр на Таганке.