16 марта в Музее архитектуры имени Щусева было многолюдно, ну не так, конечно, как в час пик на Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена. Краеведы, архитекторы, дизайнеры, ветераны Метростроя стали первыми посетителями выставочного проекта «Московское метро — подземный памятник архитектуры», который представляет в фотографиях и графических работах «золотой век» столичной подземки – 1930-1950-е годы. Алексей Душкин, Алексей Щусев, Дмитрий Чечулин, братья Веснины и другие светочи отечественной архитектурной мысли внесли свой вклад в создание подземного города. При проведении конкурсов на оформление станций была озвучена установка создания «дворца для народа», «критического освоения наследия прошлого» и архитекторы задачу партии и правительства выполнили.
Вспомнился наивный эпизод из старой детской книжки: мальчик приехал в Москву и боялся спускаться в метро, он думал, что внизу тёмный, холодный погреб. Когда родители его всё-таки уговорили прокатиться на лестнице-чудеснице, то бишь эскалаторе, он увидел под землёй не погреб, а натурально дворец с мозаикой, скульптурами, огромными люстрами.
На выставке можно увидеть около 200 эскизов и чертежей станций Московского метрополитена и наибольший интерес посетителей вызывают проекты нереализованные. Это другое, незнакомое метро — с фонтанами на станции «Охотный ряд», десятками бюстов героев Великой Отечественной войны на «Новокузнецкой», статуями гладиаторов на «Спартаковской» (нынешней «Бауманской»). Реализации некоторых идей помешала война, наиболее помпезные варианты были отвергнуты из практических соображений, чтобы излишний декор не мешал свободному передвижению пассажиров.
В оформлении станций в стиле социалистического реализма был заложен и пропагандистский смысл, этот художественный метод должен воспитывать советских людей в духе коммунизма. После разоблачения культа личности Сталина многочисленные изваяния «вождя народов» демонтировали, а скульптурные и мозаичные советские люди и сейчас продолжают выращивать урожай зерновых, охранять границы и культурно отдыхать в свободное время. Впрочем, для большинства спешащих пассажиров сегодняшнее метро – не заповедник соцреализма, а средство передвижения.
В 1955 году вышло постановление Никиты Хрущёва «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и античные храмы, восточные дворцы и триумфальные арки сталинской эпохи уступили место экономичным, упрощённым типовым проектам. Многочисленные современные станции (совсем недавно введена в строй уже 200-я станция метро — «Саларьево») вновь проектируют непохожими друг на друга, но это уже другие материалы, другие технологии, другая история.
Выставку «Московское метро — подземный памятник архитектуры», которую можно посетить с 17 марта по 17 июля 2016 года, открыли Директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В.Щусева Ирина Коробьина и начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов. К открытию выставки приурочен выпуск миллиона билетов с оригинальным оформлением, они уже поступили в кассы метрополитена.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: метро, история, город, дизайн.