Самая знаменитая актриса конца 19-го начала 20-го века, первая мировая суперзвезда, «божественная Сара». Она блистала на сцене «Одеона» и «Комеди Франсэз», владела и управляла собственным театром, который впоследствии носил ее имя. Ее первые заграничные гастроли в Англии имели феноменальный успех, публика оказывала ей королевские почести. Почти сразу же последовали гастроли в Америке, где за 205 дней она дала 162 представления. Позже ее гастрольные туры охватили весь мир — Европу, Австралию, Южную Америку. Трижды актриса посетила Россию. Она встречалась с королями и президентами, русский император посетил однажды ее гримерку, чтобы «преклониться» перед ее талантом. Среди ее друзей многие великие люди — Виктор Гюго, Оскар Уайльд, Эмиль Золя, Гюстав Доре, Эдмон Ростан. Самые именитые драматурги писали пьесы специально для Сары Бернар.
Она была одержима театром. Работала, порой, забывая про сон. В ее репертуаре — лучшие женские классические роли — Федра, Дездемона, Андромаха и множество других. В своей самой знаменитой роли — роли Маргариты Готье из «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына — она выходила на сцену более 3000 раз, и каждый раз публика плакала. Она создала ряд прекрасных мужских ролей и первая из женщин сыграла Гамлета. Даже в преклонном возрасте, потеряв ногу, она не покидает сцену, продолжая играть почти до самой смерти.
Станиславский восхищался техникой ее игры — точностью жеста, безукоризненной дикцией, совершенством интонаций и тонким художественным вкусом. Но далеко не все были очарованы ее талантом. Многие упрекали ее в излишней манерности, И.С.Тургенев в одном из писем назвал «бездарностью», а Бернард Шоу посвятил ей немало едких критических статей.
Более полувека имя Сары Бернар не сходило с журнальных и газетных полос, и далеко не всегда это были рецензии. Часто поводом служили ее многочисленные любовные романы, ее наряды, скандальные высказывания, эпатажные поступки. Ее дерзкий, независимый характер, настойчивость в достижении цели и невероятная работоспособность воплотились в жизненный девиз, сформулированный еще в детстве: «Во что бы то ни стало». Везде, где бы она ни появлялась, в театре или в обществе, ей были тесны общепринятые правила и стандарты, она устанавливала свои, что, разумеется, давало богатую пищу для «мастеров пера». Ее личная жизнь часто становилась предметом обсуждений, слухов, сплетен и домыслов, которые актриса не торопилась развеять, прекрасно понимая, что любая реклама способствует ее популярности. Говорили, что она держит у себя экзотических животных — пуму, тигра, питона, что в ее спальне стоят скелеты, а спит она в гробу на толстом матрасе из писем любовников, что она возит с собой на гастроли все свои драгоценности и пистолет для их охраны. В конце жизни Сара написала автобиографическую книгу «Моя двойная жизнь», которая в очередной раз продемонстрировала ее прекрасный слог и чувство юмора, но не раскрыла никаких тайн, а лишь еще больше напустила тумана.
Так кто же она, эта великая актриса и великая любовница, эта легенда — Сара Бернар? Какой она была в жизни, что давало ей силы жить, где черпала он авдохновение, кто был с ней рядом? На эти вопросы попыталась ответить другая знаменитая француженка Франсуаза Саган в книге «Сара Бернар. Несокрушимый смех», которая легла в основу спектакля.
Спектакль поставил заслуженный артист РФ Андрей Молотков, а роль Сары блестяще исполнила актриса Анна Викторова-Камре.
Следующий показ состоится 7 апреля.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: звезда, театр, спектакль, актриса, драма.