21.04.2016 09:42

И есть борьба…..


Нина
Карпова

«За Маску поборются» — такой вот спортивный сленг используется в последнее время в разговорах о театральном фестивале «Золотая маска». Как в любом соревновании здесь будут победители и проигравшие. Только вот соревновательных критериев нет – выбор жюри зависит от работы экспертного совета, а в остальном – вкуса, опыта, личных симпатий и пристрастий. Борьба здесь пожестче, чем в большом спорте, а там, как известно, есть за что бороться — суммы на кону немалые. В спорте есть свои фан-клубы, болельщики, допинговый контроль, и много еще чего, в театре неведомого.

Итак, борьба за деньги.

Если кто-то и получит финансовую поддержку в результате победы, то будут это театры из провинции. Выделят им из государственного бюджета лишние 4-5 миллионов. На всех, на год. Сумма эта меньше, чем ежеквартальная зарплата полузащитника мадридского «Реала». Зидан, конечно, один. Но в случае получения «Маски» за лучший спектакль театр из Минусинска или Новокуйбышевска, или Серова окажутся первыми в рейтинге российских театров. Для города или региона огромное достижение. Но спорт в этих регионах финансируют по-другому, а в случае победы… Да что считать, финансирование спорта и театра не сопоставимо, как несопоставимы зарплаты столичных и провинциальных актеров, цены на билеты, затраты на спектакль. Будем надеяться, что как-то губернаторы или мэры финансово отметят театры «за намерения». Ну, не получилось с «Маской» — критерии выбора отсутствуют, а по голам или буллитам в искусстве счет не ведут.

Болельщики

Лично я болела за два спектакля, которые считаю лучшими — «Обыкновенную историю» К. Серебренникова и «Самоубийцу» С. Женовача. Так как я не фанат, а рядовой болельщик, и нет у меня красно-белого шарфа с логотипом «Гоголь-центра» или оливково-белого с логотипом СТИ, и кричать «судей на мыло», как принято у настоящих фанатов, я не буду. И слоган, типа «Оле-оле, Кирилл Семенович!» мне кричать некому. Мои фавориты просто интеллигентно проиграли в этой большой гонке. А жаль.

Допинг

Если кто не в курсе – за допинг принято дисквалифицировать. Обладательница «карьерного шлема» Мария Шарапова, например, недавно попалась на применении мельдония. Некоторые режиссеры в качестве допинга использовали фильм Билли Уaлдера (тот, что с развивающейся юбкой Мэрили́н Монро́), цитаты из Полунина и Копперфильда. Результат, что говорить, качественный, спектакль сделан отлично. Так, Шарапова, глядишь, тоже какой-нибудь турнир большого шлема выиграла, тоже возглавила рейтинг. Но есть правила, и они нарушены. А приз… дали приз. Всем, видимо, сразу.

Новый вид спорта

В хартии МОК указано, что зимние Олимпийские игры включают в себя виды спорта, связанные со снегом или льдом. Поговаривают, что 2018 г. шахматы будут включены в программу зимних олимпийских игр. А если не включат, можно просто восстановить лучшие шахматные партии, например Алехина и Верлинского, сыгранные в 1917 г. в Петрограде. Там же тогда же Мейерхольд поставил «Маскарад». Реконструкция — штука полезная, интересная и занимательная. У Валерия Фокина отлично всё получилось, и спектакль потрясающий! Вне конкуренции.

Нанайская борьба

Борьба нанайских мальчиков — не олимпийский вид спорта. Но когда все постоянно говорят, что «Юрий Бутусов поборется сам с собой», никаких других ассоциаций не возникает. Кстати, такая борьба на фестивале происходила неоднократно. Этот прием хорошо известен, политтехнологи таким способом убирают соперников. Бутусову ни за «Кабаре Брехт», ни за «Бег» ничего не светило. Кто быстрее, выше, сильнее — Бутусов-режиссер московского спектакля или петербургского. Кто из них кого обгонит?

Свести вничью

Любой судья знает, как свести вничью футбольный или хоккейный матч. Как можно не увидеть явное нарушение, не засчитать гол, показать горчишник. Да мало ли как и что можно сделать.
От БДТ, например, было три спектакля — Андрея Могучего, Андрия Жолдака и Томи Янежича. Похвально, но провально. Это всё равно, что «Зенит» приехал в Москву на чемпионат по футболу с довеском в виде волейбольной и баскетбольной команды. Но это выбор не театра. БДТ явно делал ставку на фаворита, «Пьяные» и получили две «Маски».

Легионеры

«Человеческое использование человеческих существ» от итальянского легионера Ромео Кастеллуччи. Вообще-то мы и сами в состоянии поставлять всему миру отличных режиссеров, как и спортсменов. А Масок на всех не хватит, ни золотых, ни серебряных.

Турнирная таблица

Как правило, турнирную таблицу возглавляет несколько команд. В золотомасочной, думаю, лидировали «Юбилей ювелира» и «Сон в летнюю ночь».

Благополучная команда МХТ должна была победить по совокупности, но судьи тоже люди. То ли режиссера нужно было дисквалифицировать, то ли актеры сошли с дистанции. «Юбилею» не дали ни приза критики, ни приза жюри. А зря.

Игра на своем поле

По совокупности призов с явным перевесом победили москвичи.
Игра на своем поле привела столичные театры к хорошим результатам. Второе место по количеству призов заняли представители северной Столицы. На третьем месте, как и предполагалось, оказалась провинция. Других мест просто не было.

Победители. Поздравляем!

Драма. Спектакль большой формы — Сон в летнюю ночь, Театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Москва.

Драма. Спектакль малой формы — «О-й. Поздняя любовь», Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва.

Драма. Работа режиссера – Андрей Могучий, «Пьяные», БДТ им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург.

Драма. Женская роль – Мария Смольникова, Людмила, «О-й. Поздняя любовь» — «Школа драматического искусства», Москва.

Драма. Мужская роль – Сергей Волков, Б. Брехт, «Кабаре Брехт», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург.

Драма. Роль второго плана – Николай Мартон, Неизвестный, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург.

Драма. Работа художника – Семен Пастух, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург.

Драма. Работа художника по костюму – Альберт Нестеров, «Черноликие», Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа.

Драма. Работа художника по свету – Александр Сиваев, «Бег», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва.

В номинациях оперного театра приз за лучший спектакль, работу дирижера, режиссера, лучшие женскую и мужскую роли, а также лучший балет и современный танец, призы во всех номинациях оперетта-мюзикл остались в Москве.

Думаю, что в следующем году будет точно также — счастливые победили, участники и проигравшие. Важна не победа, а участие. Это же большой спорт!..

Рубрика: Мнения. Метки: деньги, актеры, режиссер, театр, спектакль, конкурс, мюзикл, Полунин.

Другие публикации