При взгляде на эту технику сразу же приходят на ум ассоциации с роботами-трансформерами. Может быть потому, что 130-тонные БЕЛАЗы, шагающие экскаваторы и ЭКГ настолько большие, что люди на их фоне выглядят совсем незаметно и от этого кажется, что машины сами делают всю необходимую работу. Но… всеми этими супермашинами все-таки управляют люди: водители, машинисты, экскаваторщики.
А если заглянуть внутрь железных гигантов, можно увидеть, насколько с любовью работающих на них люди обустраивают свое жизненное пространство и рабочие места…
В общем, приглашаю в мир супермашин. Поехали!
Начну с самых больших и удивительных штук — шагающих экскаваторов, которые выпускает завод Уралмаш в Екатеринбурге. Эти необычные машины позволяют перемещать огромные объемы породы с разных уровней значительно выше и ниже себя, а также самостоятельно передвигаться при помощи … шагов своих огромных лап.
Применение гидравлического шагающего (в отличие от гусеничного) движителя позволяет снизить нагрузку на грунт и повысить надёжность.
В неподвижном состоянии экскаватор опирается на грунт опорной плитой в основании; при необходимости сделать «шаг» вес переносится на опорные башмаки — «лыжи». Каждый башмак управляется двумя парами гидроцилиндров. Экскаватор приподнимается над грунтом, смещается на некоторое расстояние и снова садится на грунт опорной плитой. Опорные башмаки, в свою очередь, приподнимаются над грунтом и переносятся вперёд, и далее цикл повторяется.
ЭШ 11/75 имеет вылет стрелы 75 метров, объем ковша 11 кубических метров и весит 840 тонн.
Это относительно новая модель. Она имеет глубину копания 38 метров, а радиус выгрузки более 72 метров.
Всего таких экскаваторов было выпущено 3 штуки, из них работают всего два. Один на разрезе «Степной», второй в Иркутской области.
Внутри экскаватора огромный электродвигатель и приводы тросов драглайна, при помощи которого происходит копание.
Мощность сетевого двигателя 1250 кВт при напряжении питания 6000 В.
Огромные бобины с металлическим тросом.
Именно с их помощью и происходит копание и выгрузка породы.
Мастерская прямо здесь же, внутри экскаватора.
Ковш драглайна. Емкость, как я сказал выше — 11 тонн.
Управление шагающим экскаватором происходит из кабины в право части машины.
Кабина обустроена как маленькая уютная бытовка. Здесь можно и работать, и отдыхать, и даже спать. Экипаж экскаватора составляет два человека.
Бытовые условия. К каждому такому ЭШ прикреплено 4 бригады, работающие посменно. Рабочие всех смен сообща обустраивают свои рабочее и жилое пространство, делая его максимально уютным, ведь смены долгие и они здесь, в кабине, проводят львиную долю своего времени.
Еще один монстр-трудяга — экскаватор ЭКГ. В «Степном» их несколько типов — ЭКГ-5, ЭКГ-8, ЭКГ-10.
Полное название этого экскаватора — электрическая карьерная полноповоротная механическая лопата на гусеничном ходу. Вот так!
Она предназначенная для выемки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и вскрышных пород, в том числе тяжелых скальных, предварительно разрыхленных взрывом. Применяется на открытых горных работах в рудной и угольной промышленности, а также в карьерах промышленности строительных материалов, при строительстве промышленных, гидротехнических и других сооружений. Выпускается тем же заводом Уралмаш.
Ковши у ЭКГ просто огромны — от 5 до 10 тонн. Рабочие, ремонтирующие ковш выглядят совсем маленькими на его фоне.
Ковш экскаватора может быть даже оборудован пневмоударными зубьями, обеспечивающими разрушение горной массы в процессе черпания и позволяет разрабатывать трещиноватые породы и угли малой и средней крепости без предварительного их рыхления взрывом.
Огромный экскаватор размещен на довольно небольшой платформе и имеет гусеничный ход. Правда, небольшая платформа только по отношению к самому экскаватору. А вот по сравнению с человеком она … очень даже большая
Забрался на самый верх ЭКГ-8. Люди внизу маленькие… Высота экскаватора 12 метров без стрелы! А весит он 370 тонн!
Это еще более крупный ЭКГ-10 с 10-тонным ковшом. Сейчас он загружает в самосвалы добытый уголь. 6 взмахов ковшом и 55-тонный БЕЛАЗ загружен полностью!
Двигатель у ЭКГ электрические и для питания им постоянно нужен ток. Подается он с помощью кабеля, который подключается в задней части машины. Для удобства работы здесь есть специальные барабан, который, при необходимости, подматывает лишний кабель, чтобы не повредить его гусеницами.
Есть в карьере и неэлектрическая техника. Например мобильные экскаваторы Hitachi EX-1900. Их компания «Русский Уголь» приобрела для разреза «Степной» не так давно в рамках программы обновления парка горно-транспортной техники. Благодаря этой программе, на разрезе работает самая мощная техника, исходя из потребностей.
Емкость ковша японца 12 м.куб. Производительность экскаватора составляет 400 тыс. тонн горной массы в месяц, что соответствует больше четверти всех объемов, перерабатываемых всеми имеющимися на «Степном» экскаваторами.
Есть здесь и погрузчики.
Удалось мне побывать и у него в кабине, проведя час вместе с водителем и отвозя породу в отвал.
И здесь водители обустраивают все под себя..
Есть в разрезе и еще несколько интересных машин — буровые установки, которыми бурят породу для закладки взрывчатки перед рыхлением.
Рубрика: Репортаж. Метки: завод, техника, уголь, карьер, рабочие, машины.