Хотите взглянуть на настоящую демократию? Ну хотя бы в театре? В Российском академическом молодежном театре премьера — спектакль «Демократия» в постановке художественного руководителя РАМТа Алексея Бородина по пьесе знаменитого британского драматурга Майкла Фрейна. Это настоящий шпионский детектив. Пьеса погружает нас в события начала 70-х годов. Мир разделен на западный и восточный блоки. «Холодная война» в самом разгаре и вот-вот может превратиться в «горячую». И с той и с другой стороны достаточно горячих голов, способствующих нагнетанию международной напряженности. В 1969 году канцлером ФРГ становится Вилли Брандт, который последовательно проводит политику налаживания диалога между Востоком и Западом, направленную на уменьшение конфронтации. Новая восточная политика привела к подписанию ряда международных договоров, в частности с Советским Союзом о признании послевоенных границ в Европе, с ГДР о взаимном признании друг друга, и других соглашений, способствовавших появлению первых ростков доверия между странами разной идеологии, установлению добрососедских отношений в Европе. В 1970-м году, будучи с визитом в Польше, Вилли Брандт преклонил колени перед монументом жертвам нацизма в Варшавском гетто. Этот жест был неожиданным и произвел большое впечатление как на Востоке, так и на Западе.
За вклад в улучшение международных отношений Брандт был удостоен Нобелевской премии мира в 1971 году. В общем, человек был неординарный. В том же 1969 году в аппарате канцлера появляется новый сотрудник — Гюнтер Гийом. Он молод, энергичен, берется за любую работу и великолепно с ней справляется. Благодаря недюжинным организаторским способностям, уже через 2 года Гийом занимает должность личного референта Вилли Брандта. Гюнтер составляет календарь встреч и поездок канцлера, готовит для него материалы, сопровождает его повсюду. А еще через 2 года Гюнтер Гийом был разоблачен как агент Штази, и это послужило одной из причин мощного внутриполитического кризиса в ФРГ — Вилли Брандт вынужден уйти в отставку. Существует версия, что как шпион Гийом не нанес ФРГ большого ущерба, а его разоблачение было использовано лишь как предлог для отставки Брандта, истинные причины которой кроются во внутрипартийной борьбе. По крайней мере, так считал сам Вилли Брандт.
Такова фабула событий. Но в спектакле акцент сделан вовсе не на политике, а на взаимоотношениях главных героев. Верный сын своей страны, офицер, сотрудник разведки Гюнтер Гийом, оказавшись в самом центре большой политики, попадает под обаяние личности Вилли Брандта. Искренне разделяя взгляды Брандта, Гийом всячески старается помочь ему, поддерживает его в сложных жизненных ситуациях, которых у любого политика в избытке. Брандта поначалу раздражает угодничество и панибратство Гийома, но бесконфликтность, тщательное исполнение Гийомом своих обязанностей и умение вовремя рассказать анекдот примиряют Брандта с новым референтом. По прошествии времени, предчувствуя недоброе, Гийом просит руководство отозвать его с задания, но не страх разоблачения его гнетет – его волнует, какой это будет удар для Вилли, когда все раскроется.
При всей серьезности событий, спектакль довольно ироничен. Ирония проскальзывает в репликах персонажей, в образе Арно Кречмана — куратора Гийома (плащ, черные очки — типичный шпион, незримо присутствует в каждой сцене), в сцене вальса, в финале спектакля, когда рушится Берлинская стена.
В спектакле звучит живая музыка, на сцене – масштабные декорации в исполнении Станислава Бенедиктова, занимательный сюжет и ни одной женщины — в те времена большая политика считалась сугубо мужской игрой.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: война, политика, театр, премьера, спектакль, драма.