19.12.2016 22:07

В Минпромторге обсудили недетские проблемы индустрии детских товаров

Текст и фото: Евгений Чесноков

Конгресс «Индустрии детских товаров», прошедший 15 декабря в зале заседаний Минпромторга, служит площадкой для обмена опытом лучших российских производителей товаров для детства. К продукции, предназначенной для подрастающего поколения, предъявляются повышенные требования по качеству, дизайну и другим параметрам. Об особенностях производства игрушек, обуви, школьной формы, спортивного инвентаря говорили спикеры на пленарном заседании и экспертных сессиях.

Недетские проблемы

В фойе можно было ознакомиться с выставкой новых разработок от московских и региональных производителей. Столицу здесь представляли известные со времён СССР крупные предприятия, такие как швейное объединение «Смена» (оригинальная школьная и детская одежда), обувная фабрика «Парижская коммуна» (популярный бренд детской обуви высокого качества Elegami), косметическое объединение «Свобода» (туалетное мыло, зубная паста и другие средства гигиены). Производители игрушек показали самые разные новинки – от нехитрого пластмассового устройства для быстрой лепки снежков до высокотехнологичных квадрокоптеров и роботов.

В работе конгресса приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов, директор по поддержке экспортной деятельности АО «Российский экспортный центр» Сергей Колдаев, вице-президент Ассоциации национальных торговых сетей Евгений Бутман, председатель совета директоров АО «Цифровое телевидение» Дмитрий Медников.

«Благодаря поддержке Государственной думы и Совета Федерации Минпромторгу России удалось сохранить не только инструменты поддержки производителей, направленные на развитие детской индустрии, но и объем финансовой поддержки индустрии на ближайшие три года в размере свыше 1,7 миллиарда рублей. Мы будем совершенствовать правила предоставления субсидий в соответствии с задачей перехода на проектное финансирование», – сказала Гульназ Кадырова, открывая пленарное заседание.

Недетские проблемы

Кажется, только Гульназ Кадырова уложилась в отведённый хронометраж выступления, а другие участники, оказавшись у микрофона, спешили выговориться, подробно представить свои разработки, поделиться проблемами. Вообще слово «проблема» звучало часто, в непростых экономических условиях даже лучшим приходится преодолевать массу трудностей и тут не обойтись без господдержки. Некоторые спикеры сомневались, услышит ли государство их голос.

Российская индустрия детских товаров – это 15 отраслей, более тысячи предприятий. Согласно экспертной оценке, доля отечественного производства на российском рынке детских товаров по итогам 2015 года составила в среднем около 23% от общего объёма рынка. Но «импортозаместить» привозимые из других стран товары в обозримом будущем невозможно. К примеру, как ворвалась датская компания LEGO на ещё советский рынок, так до сих пор и остаётся вне конкуренции. Отечественные компании производят конструкторы, но это, в основном, мелкосерийное производство.

А если говорить об экспорте отечественных товаров для детства на мировой рынок, то тут ситуация ещё печальнее: это доли процента от всего объёма российского экспорта. Разумеется, на конгрессе поднимался вопрос, как сделать нашу продукцию конкурентоспособной и успешнее продвигать её на рынок. Один из вариантов – обыгрывать продукцию лучших брендов в мультипликационных фильмах, чем уже давно занимаются конкуренты за рубежом, включая уже упоминавшуюся LEGO.

Конгресс «Индустрии детских товаров» стал полезной площадкой для налаживания партнёрских отношений между регионами. Представив свои товары и услуги со сцены зала заседаний, производители продолжали общение с заинтересованными коллегами и потенциальными заказчиками в кулуарах. По традиции наградами были отмечены самые динамично развивающиеся российские предприятия, лауреаты конкурса-рейтинга «Сделано для детства». В топ-10 вошли компании «Нордпласт», «Вектор», «Десятое королевство», «Фете», обувная фабрика «Парижская коммуна», «Пелигрин Матен», «Росигрушка», Завод игрового оборудования, «Нэфис Косметикс», а победителем стала компания «Фантазёр», которой торжественно вручили памятный знак «Сделано для детства».

Недетские проблемы

Наш корреспондент не преминул поздравить с наградой представителей обувной фабрики «Парижская коммуна», открывшейся в Москве в 1922 году. За всю историю фабрика произвела 650 милиионов пар обуви. Своими заботами поделился генеральный директор ЗАО МОФ «Парижская коммуна» Александр Никитин:

«Чтобы отрасль развивалась, она должна быть инвестиционно привлекательной. При столь большом российском потребительском рынке объёмы производства невелики. Это связано с несправедливой конкуренцией, которая сегодня у нас сложилась. Лишь 10-15% обуви производят отечественные компании, а остальное – неизвестно, хорошее ли, плохое ли, – завозится из-за рубежа, в основном, из Азии. Эта неправильная пропорция влияет на ценообразование и честные российские производители, которые платят налоги, создают рабочие места вынуждены подстраиваться под эту конъюнктуру цен. Такая ситуация отражается на рентабельности предприятия.

Темпы роста именно по детской обуви сейчас великолепные, но при этом доля детской обуви в общем объёме произведённой обувной продукции не превышает 30%. Проблема в том, что на взрослую обувь доходность гораздо привлекательнее, при этом ответственность производителей детской обуви выше, соблюдение технических регламентов жёстче. Ныне действующая ростовочно-полнотная шкала составлена на основе исследований, произведённых в начале 1970-х годов, и ограничена 37-м размером, но есть такое понятие как акселерация. Сегодня средний размер ноги у девочек – тридцать восьмой, у мальчиков – сороковой. На детскую обувь НДС составляет 10%, а на взрослую – уже 18%. Необходимо проводить новые, очень серьёзные исследования в рамках всего евро-азиатского союза, поднимать вопросы технического регулирования. Для этого должны быть привлечены бюджетные средства.

Награда конкурса-рейтинга «Сделано для детства» связана с разработкой по теме импортозамещающих технологий с использованием органических и экологически чистых материалов. Эти работы, начатые в 2014 году, частично субсидированы из средств Минлегпрома. «Парижская коммуна» входит в пул из нескольких организаций, которые работают над этой проблемой. Мы решили проблему некоторых научно-исследовательских институтов, связанную с коммерциализацией их разработок, организовали их внедрение в производство».

Недетские проблемы

Недетские проблемы

Недетские проблемы

Недетские проблемы

Недетские проблемы

Недетские проблемы

Недетские проблемы

Недетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемыНедетские проблемы
Рубрика: Разное. Метки: дети, игрушки, минпромторг, обсуждение.

Другие публикации