18.02.2013 10:46

Тротуарно-дорожное

Девятибалльные пробки в Москве как-то плавно и ненавязчиво превратились в норму. Никто уже и не удивляется тому, что практически каждый вечер Яндекс советует ехать на метро. С утра до вечера столица стоит, кольца замыкаются, а все автомагистрали окутывает аура неиссякаемых выхлопных газов. Результат — налицо, точнее на карту состояния дорог.

Рассекая московские магистрали, я не могла не заметить некоторые очевидные вещи. У меня даже сложилось ощущение, что как только у человека в руках оказывается приятный на ощупь руль автомобиля, в голове выключается кнопочка, отвечающая за разумное поведение. Иными словами, пугающее большинство водителей водит машину в особом режиме «без мозга». И я сейчас даже не о хамстве и наплевательском отношении к окружающим, и даже не о стойком нежелании соблюдать правила дорожного движения, хотя — нет, обо всем этом сразу.

Почему-то практически все водители свято верят в то, что все эти правила придуманы исключительно с целью осложнить жизнь и облегчить кошелек. Возьмем, к примеру, правило, запрещающее выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. Вокруг только и слышно то, что причины многокилометровых московских пробок – это неправильно регулируемое движение, плохие дороги и общее количество автомобилей. Да, разумеется, это тоже не уменьшает трафик. Но несоблюдение этого простого правила увеличивает количество пробок раза в два. Тут нечего даже доказывать.


Неправильно припаркованный автомобиль мешает проезду трамвая.
Фото: Павел Чусовитин

Представьте себе улицу с пробкой и перекрестком. Видимо, у людей, оказавшихся в такой пробке, не хватает сил или желания следить за светофорами и ситуацией на перекрестке, они упрямо выкатываются на середину перекрестка, даже если таймер светофора отсчитывает последние секунды до включения запрещающего сигнала. Ведь как же так? На перпендикулярной улице еще нет пробки, надо ее обязательно создать, чтобы другие водители тоже мучились. И тоже злились. И тоже начинали вести себя довольно таки безрассудно. В итоге получается великолепный натюрморт из кучи машин, отчаянно пытающихся урвать лишний сантиметр пути, и пешеходов, обреченно лавирующих между автомобилями. А если какой-нибудь отчаянный посмеет соблюсти это правило и остановиться, то он получит полный набор гудков и проклятий со всех сторон. Все это свидетельствует явно не в пользу разумности людского рода.

Теперь немного о машинах скорой помощи, которые вообще-то спасают жизни. Даже сейчас, когда все вокруг кричат о том, что скорую пропускают все и всегда, на дорогах наблюдается одна и та же печальная картина – машина с мигалками отчаянно пытается пробиться вперед, но ее не пускают. А ведь она едет кого-то спасать. Или в ней кто-то умирает. Но автомобилистов это не касается, ведь там внутри кто-то другой. Я знаю историю о реальном человеке, который всегда гордился тем, что не пропускал скорые, говорил, в них тайно провозят не больных, а спешащих чиновников. И этот человек умер от сердечного приступа, не дождавшись скорой, застрявшей в пробке. Тут уже в пору поверить в карму.

А парковка – это вообще отдельный разговор. Вообразим обыкновенную двухполосную улицу, на которой могут свободно разъехаться два автомобиля, следующих в противоположных друг другу направлениях. В будний день любая такая улица превращается в чудесный паркинг, а для проезда остается настолько мало места, что протиснуться там может только один автомобиль, да и то с трудом. Но не забываем исходные условия: тут не одностороннее движение. Поэтому в течение всего дня несчастные водители пытаются разъехаться, царапая бамперы о сугробы, тротуары и другие автомобили. А поскольку европейская простота разбора ДТП нам пока недоступна, каждая такая притирка блокирует улицу на пару часов. Ведь сотрудники инспекции дорожного движения должны прорваться сквозь пробки, чтобы выписать заветную бумажку для страховой компании.

Да, тут виной всему отсутствие парковок, даже платных, и запрещающих парковку дорожных знаков, а также то, что люди не думают о неудобствах других. Ведь другие водители и пешеходы не виноваты в нехватке парковочных мест в Москве. А страдают именно они – водители, крадущиеся между сугробами и другими машинами в поисках пути, и пешеходы, пытающиеся прокладывать путь по бесконечной слякоти и льду.


Ежедневная московская пробка.
Фото: Александр Казаков

Я неоднократно наблюдала чудесное перевоплощение: водитель, проезжающий по узкой улице и ругающийся в окно на неправильно припаркованные автомобили, заметив свободное где-нибудь посередине дороги МЕСТО, паркуется, выходит, и начинает ругать припарковавшиеся автомобили с позиции пешехода. Удивительно, получается три в одном за одну минуту: обиженный водитель, хамский водитель, несчастный пешеход. А на самом деле просто дурак, коих у нас и так слишком много. Вот и яркая иллюстрация всем известной поговорки про две беды.

А парковка на трамвайных путях? На узких столичных улочках, оснащенных этим удобным общественным транспортом, ежедневно наблюдается картина маслом: эгоистичный водитель оставляет филейную часть своего автомобиля прямёхонько на рельсах, включает аварийку и уходит по делам. И тут запускается цепная реакция: трамвай не может проехать и выбивается из графика, пассажиры ждут, машины, следующие за трамваем, останавливаются, образуется затор, и все начинают неистово бибикать. Получается, что из-за одного человека страдают все люди, находящиеся на этой улице: пассажиры, которые куда-то спешат и опаздывают, водитель трамвая, который ничего не может сделать, но при этом получает кучу проклятий в свой невинный адрес, люди, живущие и работающие в зданиях на этой улице, которые вынуждены слушать незатихающий ансамбль клаксонов и ругани. А виновник торжества как бы и ни при чем — он же включил волшебный индикатор аварийной остановки, который на удивление редко используется по его прямому назначению — предупреждать об экстренной или аварийной ситуации, а не о нежелании водителя искать подходящее место для парковки своего железного коня.

Нежелание водителей использовать индикаторы, имеющиеся в автомобиле, по назначению просто поражает. Многие жалуются на то, что на дорогах их никто не пропускает. Но и тут дело вовсе не во вредности окружающих. Люди просто забыли, что есть прекрасная вещь — поворотник. Стоит только его включить, и водители вокруг превратятся в добряков и сразу пропустят, прямо как по мановению волшебной палочки. Ведь очень сложно одновременно вести машину и думать о том, что же происходит в головах окружающих автомобилистов. А точно предугадать их направление без индикатора поворота- вообще невозможно.


Пробка из трамваев на одной из московских улиц
Фото: Виктор Поляков

Еще я заметила крутящееся в народе убеждение о том, что все владельцы авто – по умолчанию мерзкие типы, познавшие темную сторону силы. А пешеходы – несчастные страдальцы. Отчасти соглашусь, ведь водитель создает или принимает на себя все невзгоды сурового внешнего мира, сидя в уютном кресле. А пешеход страдает в компании луж, льда и слякоти. Но и они не святые. Разве можно назвать разумным выпрыгивание на проезжую часть из-за припаркованного грузовика в кромешной тьме? А переход оживленной трассы на красный свет?

Московские пешеходы вообразили себя бессмертными, не иначе. Объяснить по-другому их магнитное притяжение к проезжающим автомобилям никак нельзя. А ведь в ту долю секунды, когда на пути водителя, соблюдающего все правила (и скоростной режим в том числе), ниоткуда появляется мечущийся из стороны в сторону пешеход, несчастный автомобилист успевает представить даже то, как в тюрьме злобные зеки лишат его невинности, как только он попытается поднять упавшее мыло.

Надеюсь, хоть кто-то поймет одну простую истину: если каждый начнет соблюдать простые правила и думать о других, то пробок станет намного меньше, а это значит, что время, сэкономленное на заторах, можно будет потратить с пользой. Не можете найти место такое место для парковки, где ваш автомобиль никому бы не стал мешать? Попробуйте приехать на метро, хоть раз, а вдруг понравится — ведь экономия времени и нервов всегда на пользу. Боитесь не выехать на заблокированный перекресток и быть обруганным другими водителями? Возите в бардачке правила дорожного движения и не стесняйтесь зачитывать их вслух особо одаренным автомобилистам. Некуда деться, чтобы пропустить скорую? Перестройтесь в соседний ряд, вас обязательно пропустят. Надоело протискиваться по узким улицам по дороге в магазин? Пройдитесь туда пешком, ноги будут только рады. Хотите перестроиться, но вас не пускают? Включите поворотник, вас обязательно пропустят, если будут знать, что вы хотите сделать. Задумайтесь, попробуйте. И наш город немножко изменится.

Рубрика: Мнения. Метки: Москва, транспорт, пробки, автомобили, пешеходы.

Другие публикации

Дата мероприятия: 07.09.2019

Парк «Сокольники»: 100 музеев под одной крышей


В День города Москвы в Сокольниках можно будет совершить путешествие по частным музеям со всей страны.

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.

06.07.2019 в 23:28

Сергей Собянин: «В городе можно жить здорово, долго и счастливо»


На Moscow Urban Forum Мэр Москвы Сергей Собянин и руководители городских департаментов представили некоторые итоги работы за минувшее десятилетие.

03.07.2019 в 02:48

«Город на память». 484. Перово. Музей истории войны в Афганистане


После распада СССР табу было снято и появилась возможность открыто говорить об Афганской войне.