29.07.2014 16:26

Теория большого взрыва



Текст и фото: Игорь Генералов

Поезд “Москва – Старый Оскол” неспешно везет меня к объекту очередного фоторепортажа – карьеру Стойленского горно-обогатительного комбината, входящего в группу НЛМК. Всего одна ночь в уютном купе и я лично увижу, как происходит взрыв породы в карьере, как работают в нем экскаваторы и карьерные самосвалы, а также побываю в цехах по переработке руды.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат» входит в тройку ведущих российских предприятий по добыче железной руды. Стойленский ГОК занимается разработкой одного из самых крупных месторождений Курской магнитной аномалии. Основная продукция комбината – железорудный концентрат и железная агломерационная руда.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Добыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКе

Стойленский ГОК – одна из самых рентабельных горнодобывающих компаний в мире и
уникальное предприятие, которое сочетает высокую эффективность, низкие производственные издержки и высочайшее качество продукции. В 2013-м году комбинат произвел 14 млн тонн железорудного концентрата, что составило долю в 15% в российском производстве железорудной продукции.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Добыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКе

Комбинат добывает железистые кварциты, богатые руды и скальную породу открытым способом. Они добываются экскаваторами цикличного действия с предварительным рыхлением взрывным способом. Транспортировка горной массы из карьера осуществляется автомобильным, железнодорожным и конвейерным транспортом.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Добыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКе

На комбинате работают более 6000 сотрудников.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Глубина самого карьера составляет 375 метров.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Взрывные работы выполняются с заданной периодичностью – примерно 18 раз в год.

Вначале геологи определяют места, где будут проводить взрыв скальной породы. Эти места называют блоками. На этих блоках буровые станки бурят сеть скважин диаметром 250 мм и глубиной 16-17 метров. Скважины бурят несколькими рядами в шахматном порядке на расстоянии 3-4 метра друг от друга. В одном блоке может быть 40-60 скважин.

В качестве взрывчатого вещества используется специализированный гель, который в специальных автоцистернах доставляют в карьер и заливают в скважины. Собственно, взрывчаткой гель становится в скважине. Затем в скважины закладывают детонаторы.

Общая масса залитой взрывчатки достигает 1000 тонн.

Детонацию от скважины к скважине на каждом блоке передают с задержкой в доли секунды, чтобы смягчить сейсмическое воздействие на грунт.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Добыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКе

В карьере работает 24 карьерных самосвала БелАЗ грузоподъемностью 136 тонн каждый, девять 55-тонных и шесть 10-тонных карьерных самосвала, 39 экскаваторов и 9 буровых станков, 30 тяговых агрегатов и 12 тепловозов.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Добыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКе

Железистые кварциты (содержание железа 25-29%) – доставляются на перегрузочные склады, откуда сначала поступают в комплекс крупного, среднего и мелкого дробления, а затем в измельченном виде – на обогатительную фабрику, где из них путем магнитной сепарации извлекается железорудный концентрат (содержание железа 66,5%). Пустую породу, смешанную с водой, отправляют в хвостохранилища.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Добыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКе

Богатая руда по причине высокого содержания железа (50-56%) не требует обогащения, поэтому ее после дробления сразу отгружают потребителям.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Добыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКе

Щебень, полученный в результате дробления скальной породы, также направляется потребителям, в основном, для дорожного строительства.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Добыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКеДобыча железной руды на Стойленском ГОКе

Рыхлые породы (земля, глина, суглинок, песок и мел), она же вскрыша, конвейером из забоя поступают на специализированный отвал.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Стойленский ГОК славится своими традициями «династичности». Дети, видя как их родители успешно трудятся на данном предприятии, стараются подражать им, и после учебы приходят работать на Стойленский ГОК.

Добыча железной руды на Стойленском ГОКе

Такой я увидел добычу железной руды. Стоя на самом краю карьера, поражаешься масштабности и величию разработок. 50-ти метровые экскаваторы грузят руду в самосвалы, размером с двухэтажный дом минимум, а те, с легкостью и проворностью малолитражки, увозят породу, чтобы опустошив кузов, снова взяться за дело. Каждая машина на учете, каждый сотрудник знает свой участок работы – все работает, как хорошие швейцарские часы. Именно так и должно функционировать настоящее горно-добывающее производство.

Рубрика: Репортаж. Метки: производство, карьер, НЛМК, руда, стойленский гок, взрыв.

Другие публикации

13.12.2018 в 13:39

«Конфеты съест и забудет. Ты ей, подари часы. Полезная вещь, и… механизм… Золотые…»


Часы из драгметаллов сделал доступными для россиянина часовой завод «Ника».

10.12.2018 в 00:02

«Город на память». 252. Фабрика «Парижская коммуна»


Обувное производство разместилось в корпусах Михайловской мануфактуры на Кожевнической улице, в историческом промышленном районе.

18.11.2018 в 13:18

«Город на память». 152. Завод «Кристалл»


В начале своей истории завод производил всего три разновидности водки: «простую», «улучшенную» и «боярскую».

28.08.2018 в 12:45

Fast. First. FEST!


В конце августа мне довелось попасть с очередным пресс-туром в интересный город Кострому, что на Волге. А поводом для поездки стал визит на предприятие ФЭСТ.

09.07.2018 в 10:18

Здесь чище, чем в операционной хирурга


Инфраструктура фабрики в Зеленограде позволяет реализовывать самые амбициозные микроэлектронные проекты.

06.07.2018 в 10:45

Путь в воздухе и космосе длиной в 80 лет


От самолетов до космических спутников.

09.06.2018 в 18:40

Индастриал абракадабра


В здании бывшей мебельно-столярной фабрики «Мюръ и Мерилизъ» в Столярном переулке проходит выставка «Абракадабра».

11.05.2018 в 22:27

«День без турникетов»: в Москве есть индустриальное производство


11-12 мая в Москве прошла масштабная акция «День без турникетов», в ходе которой москвичи смогли посетить производственные площадки различных отраслей промышленности.

08.05.2018 в 10:44

«Цитадель» российского ракетостроения


«Завод №1» по производству ракет-носителей и отечественных научных спутников.

07.05.2018 в 18:28

Наши на КАМАЗе. Покатаемся?


Нашим корреспондентам очень понравилось на КАМАЗе. Их теперь не остановить.

07.05.2018 в 10:47

Наши на КАМАЗе. Часть 3


Что происходит в российском автопроме сегодня.

06.05.2018 в 16:57

Наши на КАМАЗе. Продолжение


Продолжение рассказа о поездке на автогигант.

05.05.2018 в 16:39

Наши на КАМАЗе. Путешествие «Русского Блоггера»


Репортаж с крупнейшего автозавода России.

23.04.2018 в 19:55

Откуда двигатель у самолета


Где и как собирают сердца стальных птиц.

12.10.2017 в 12:01

100-милионная шина Nokian произведена в России


На заводе Nokian Tyres, расположенном во Всеволожске, выпущена 100-миллионная шина.