Поезд “Москва – Старый Оскол” неспешно везет меня к объекту очередного фоторепортажа – карьеру Стойленского горно-обогатительного комбината, входящего в группу НЛМК. Всего одна ночь в уютном купе и я лично увижу, как происходит взрыв породы в карьере, как работают в нем экскаваторы и карьерные самосвалы, а также побываю в цехах по переработке руды.
ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат» входит в тройку ведущих российских предприятий по добыче железной руды. Стойленский ГОК занимается разработкой одного из самых крупных месторождений Курской магнитной аномалии. Основная продукция комбината – железорудный концентрат и железная агломерационная руда.
Стойленский ГОК – одна из самых рентабельных горнодобывающих компаний в мире и
уникальное предприятие, которое сочетает высокую эффективность, низкие производственные издержки и высочайшее качество продукции. В 2013-м году комбинат произвел 14 млн тонн железорудного концентрата, что составило долю в 15% в российском производстве железорудной продукции.
Комбинат добывает железистые кварциты, богатые руды и скальную породу открытым способом. Они добываются экскаваторами цикличного действия с предварительным рыхлением взрывным способом. Транспортировка горной массы из карьера осуществляется автомобильным, железнодорожным и конвейерным транспортом.
На комбинате работают более 6000 сотрудников.
Глубина самого карьера составляет 375 метров.
Взрывные работы выполняются с заданной периодичностью – примерно 18 раз в год.
Вначале геологи определяют места, где будут проводить взрыв скальной породы. Эти места называют блоками. На этих блоках буровые станки бурят сеть скважин диаметром 250 мм и глубиной 16-17 метров. Скважины бурят несколькими рядами в шахматном порядке на расстоянии 3-4 метра друг от друга. В одном блоке может быть 40-60 скважин.
В качестве взрывчатого вещества используется специализированный гель, который в специальных автоцистернах доставляют в карьер и заливают в скважины. Собственно, взрывчаткой гель становится в скважине. Затем в скважины закладывают детонаторы.
Общая масса залитой взрывчатки достигает 1000 тонн.
Детонацию от скважины к скважине на каждом блоке передают с задержкой в доли секунды, чтобы смягчить сейсмическое воздействие на грунт.
В карьере работает 24 карьерных самосвала БелАЗ грузоподъемностью 136 тонн каждый, девять 55-тонных и шесть 10-тонных карьерных самосвала, 39 экскаваторов и 9 буровых станков, 30 тяговых агрегатов и 12 тепловозов.
Железистые кварциты (содержание железа 25-29%) – доставляются на перегрузочные склады, откуда сначала поступают в комплекс крупного, среднего и мелкого дробления, а затем в измельченном виде – на обогатительную фабрику, где из них путем магнитной сепарации извлекается железорудный концентрат (содержание железа 66,5%). Пустую породу, смешанную с водой, отправляют в хвостохранилища.
Богатая руда по причине высокого содержания железа (50-56%) не требует обогащения, поэтому ее после дробления сразу отгружают потребителям.
Щебень, полученный в результате дробления скальной породы, также направляется потребителям, в основном, для дорожного строительства.
Рыхлые породы (земля, глина, суглинок, песок и мел), она же вскрыша, конвейером из забоя поступают на специализированный отвал.
Стойленский ГОК славится своими традициями «династичности». Дети, видя как их родители успешно трудятся на данном предприятии, стараются подражать им, и после учебы приходят работать на Стойленский ГОК.
Такой я увидел добычу железной руды. Стоя на самом краю карьера, поражаешься масштабности и величию разработок. 50-ти метровые экскаваторы грузят руду в самосвалы, размером с двухэтажный дом минимум, а те, с легкостью и проворностью малолитражки, увозят породу, чтобы опустошив кузов, снова взяться за дело. Каждая машина на учете, каждый сотрудник знает свой участок работы – все работает, как хорошие швейцарские часы. Именно так и должно функционировать настоящее горно-добывающее производство.
Рубрика: Репортаж. Метки: производство, карьер, НЛМК, руда, стойленский гок, взрыв.
Технопарки создаются для того, чтобы здесь в комфортных условиях функционировали инновационные предприятия.
Часы из драгметаллов сделал доступными для россиянина часовой завод «Ника».
Обувное производство разместилось в корпусах Михайловской мануфактуры на Кожевнической улице, в историческом промышленном районе.
В начале своей истории завод производил всего три разновидности водки: «простую», «улучшенную» и «боярскую».
В конце августа мне довелось попасть с очередным пресс-туром в интересный город Кострому, что на Волге. А поводом для поездки стал визит на предприятие ФЭСТ.
Инфраструктура фабрики в Зеленограде позволяет реализовывать самые амбициозные микроэлектронные проекты.
В здании бывшей мебельно-столярной фабрики «Мюръ и Мерилизъ» в Столярном переулке проходит выставка «Абракадабра».
11-12 мая в Москве прошла масштабная акция «День без турникетов», в ходе которой москвичи смогли посетить производственные площадки различных отраслей промышленности.
«Завод №1» по производству ракет-носителей и отечественных научных спутников.
Нашим корреспондентам очень понравилось на КАМАЗе. Их теперь не остановить.
Репортаж с крупнейшего автозавода России.
На заводе Nokian Tyres, расположенном во Всеволожске, выпущена 100-миллионная шина.