Вот и наступила осень, а это значит, что пора писать сочинение на тему “Как я провёл лето”. Вы же в курсе, что своё лето я провёл ещё в январе. Поэтому, продолжаем наш путь.
Сегодня я предлагаю вам посетить одно из самых хипстерских мест планеты. Люди со всего мира приезжают сюда с одной только целью – фигачить луки. И место это – Салар де Уюни.
Из Ла Паса в Уюни ехать около 12 часов, но если пойдёт дождь, то поездка может растянуться и на сутки. Дело всё в том, что “дорога” в здешних краях – это определенное место в пустыне, по которому все привыкли ездить. Когда начинаются дожди, автобусы просто физически не могут проехать по дороге, поэтому в зависимости от масштабов бедствия, выбирают пути объезда.
Как я уже писал, туристы часто пользуются услугами компании Тодотурисмо, но, поскольку от нас они так и не смогли получить денежный перевод, мы решили ехать на обычном рейсовом автобусе, который по комфорту уступает совсем немного, а по цене дешевле в два раза, да ещё и отправляется на два часа раньше, что прибавляет нам шансов успеть к началу нашего тура.
В общем, поехали мы. Посреди ночи автобус остановился, все повылазили на улицу, чтобы купить каких-то придорожных чебуреков. Я тоже решил размять ноги и выбрался из автобуса. А раз уж оказался на улице, почему бы не сходить в туалет, тем более, прямо перед носом стоит указатель “baño –>”. Метров 70 шёл в указанном направлении, обнаружил там лишь какую-то детскую площадку, на ограду которой все и “ходят”. Ооокей, сделал дело – гуляй смело. Двинулся к автобусу. И тут, земля ушла из-под ног.
Вечером всё-таки прошёл небольшой дождик, и местами образовались маленькие, почти незаметные, лужицы. На одну из них я случайно наступил. Нога провалилась по колено, так и не ощутив дна. Я завалился вперёд и ухватился руками за берег, после чего с громким хлюпом нога выскочила из ямы, а меня от этой самой ноги и по самую макушку покрыло жёлто-коричневой массой. Я был безумно рад, что не утонул в реке говна, но в автобус заходить было как-то не комфортно. Настроение и вся одежды были испорчены…
Повезло, что это был всего-лишь мокрый песок, поэтому от меня хотя бы не воняло.
Судя по всему, во время сильных дождей дороги превращаются именно в такие ямы, в которых может наглухо застрять автобус.
Утром наш автобус приехал первым из всех, выехавших вчера из Ла Паса. Нас встретила представительница Red Planet и отвела в офис, где нужно было подписать договор и заплатить деньги за последующий трёхдневный тур. Ну, а мне еще надо было переодеться и хоть немного отчистить те вещи, которые заменить нечем.
Зайдя в туалет, я разбил себе голову о дверную коробку и практически возненавидел эту страну карликов, живущих в кроличьих норах (кто знает мой рост, поймёт, какие же низкорослые боливийцы).
Ну, всё, собрались, лишние вещи оставили в кладовке, дождались остальных участников группы, загрузились в пару внедорожников. Можно ехать.
Все стандартные экскурсии в Уюни начинаются с посещения помойки. Конечно, это красиво называют кладбищем или даже музеем паровозов, но по факту – это помойка.
Наш супергид Оскар сказал пару слов о том, откуда всё это взялось и отправил всех гулять.
Когда-то давно тут недалеко добывали селитру и таскали её осликами, потом внезапно пришла цивилизация, и на ослиной тропе проложили железную дорогу. Дела так пошли в гору, что аж новый порт пришлось строить, потому что старый не успевал перегружать всю продукцию. Потом мужики решили устроить передел бизнеса, из-за этого началась Вторая Тихоокеанская война, москали отжали Крым территория, на которой располагались рудники была завоёвана чилийцами, ну а дальше вы сами поняли…
С 1950-х паровозы находились в запустении, а в 2006 году была принята программа по развитию туризма и спасению уникальной коллекции техники. Не удивлюсь, если под это дело был выделен и даже освоен бюджет.
Если сравнивать фотографии из Википедии с действительностью, то можно заметить, как паровозы тонут в песке и тают под дождём. В общем, всё идёт по плану.
Что властям при поддержке туристов и удаётся сохранить и приумножить, так это мусор.
Помойка уходит за горизонт. Это мне напоминает одну из картин Верещагина.
После “ВДНХ” экскурсия продолжается в одной из деревень. Как известно, дома в боливийских деревнях строятся из говна и палок, зажиточные крестьяне, как и столичные жители, могут использовать кирпич. В окрестностях Уюни туго не только с кирпичами, но и с другими традиционными строительными материалами. Зато здесь полно соли. Да, дома здесь строят из обычной йодированной соли.
Конечно, такие постройки для жизни почти непригодны, но турист на такую диковинку едет посмотреть, а это даёт возможность подзаработать и скопить немного денег на палки, чтобы с годами их обмазать и построить нормальный жилой дом.
Во дворе лежит свежесобранная соль. Из неё ничего строить не будут, её просушат и упакуют в мешки, чтобы продать на рынке. Хотя, кому, кроме туристов, тут нужна соль, если из неё даже дома строят…
На фоне соляной стены соляного завода Оскар рассказывает о технологии добычи соли.
Сначала люди идут на солончак и соскребают с поверхности свежевыкристализовавшуюся соль в кучки, затем грузят всё в кузов машины, везут в деревню и вываливают во дворе.
Следующий этап – просушка и измельчение слипшихся кусочков. За спиной Оскара видны печки, в которых сжигается мусор, добытый в пустыне и радиоактивные кусты – единственные палки, которые тут можно найти.
Внутри здания печка имеет металлическую поверхность, на которую высыпается соль и прокаливается.
Заглянем внутрь.
Та соль, которую уже просушили, сваливается в угол здания. Рабочий зажигает газовую горелку, засыпает соль в полиэтиленовые пакеты и запаивает на открытом огне.
В общем, те, кто работает на таких фабриках, живут плохо, но не долго.
Выслушав печальную историю о том, что промышленные заводы практически полностью лишили местных заработка на своих домашних фабриках, мы отправились обедать в один из соляных отелей.
Стены, столы, стулья, кровати – всё здесь из соли. Даже пол засыпан соляной крошкой.
Для строительства используются соляные блоки, выпиленные с поверхности солончака. Как можно посчитать возраст дерева по кольцам на спиле, так можно узнать и время, за которое вырос “кирпич”. В Уюни пару раз в год меняется погода – сначала идут дожди, во время которых солончак покрывается водой, из преисподней постепенно выделяется газ, который просачиваясь сквозь дождевую воду образует чистую соль. Потом наступает сухой сезон, вода с поверхности озера испаряется, а из пустыни прилетают песчаные бури – поверх чистой белой соли ложится жёлтая пыль. Так образуются прожилки. Чем толще белая полоса, тем дождливее был год.
Опытные строители, наверняка, поинтересуются, чем же промазываются швы между блоков. Не трудно догадаться, что вместо цемента местные жители используют раствор соли.
После простого, но очень вкусного обеда мы наконец-то едем на солончак.
Вот, аборигены добывают соль, описанным выше способом.
И увозят в деревню.
Ладно, хватит о земном. Пристёгиваем ремни, педаль в пол, штурвал на себя – полетели!
Добро пожаловать на солончак Уюни.
Уюни – самый большой в мире солончак, его площадь 10582 квадратных километра. А ещё, мы сейчас находимся на высоте 3656 метров над уровнем моря. Кругом облака)
Перед поездкой на солончак днище машин закрывают пластиковой защитой, а по поверхности озера передвигаются очень медленно, чтобы солёной водой не попортить электронику и прочие механизмы автомобиля.
А на горизонте, тем временем, там, за белой машинкой, виднеется заснеженный вулкан. Мы сейчас где-то в ста километрах от него.
Превеед, земляне.
Вообще, если приехать в сухой сезон, то вся поверхность до горизонта белая и на ней можно строить всяческие оптические фотоиллюзии, мы же приехали в начале сезона дождей, поэтому вокруг уже мокро.
Пока искали сухую поверхность, наткнулись на гигантский лэндкрузер. По открытой двери Настя кое-как забралась на капот, но захлопнуть его так и не смогла.
Внутри машины обнаружили крышку от объектива.
Мы изучали находки, а наши попутчики дурачились.
То ощущение, когда не можешь определить, где же проходит линия горизонта.
Посмотрел по сторонам. Где-то далеко проплыл автобус. Оскар сказал, что это обычный рейсовый автобус, соединяющий деревни. Уюни, это не только много соли и красиво, это еще и самая ровная дорога на ближайшую тысячу километров. Вот только в разгар сезона дождей навигацию приходится прекращать.
Ну, что же, нам не очень повезло с белым фоном, да и из-за высокого уровня воды мы не съездили к кактусам, но зато вдоволь нагулялись по облакам.
Пойду, потопчу немного.
Вот, очередная цель путешествия достигнута.
И это снова я.
Где-то тут, наверное, и жили древние боги.
Через неделю после нашего приезда в Уюни проходил этап ралли Дакар. Местные из соли строят эмблему соревнований.
Говорят, с помощью этого зеркала калибруют спутники, ну а что за хижина с антенной, я не знаю. Может, тоже что-то для Дакара.
Наши межпланетные корабли.
Поверхность солончака выглядит вот так. Толщина соляной корки по разным рассказам от 8 до 40 метров. Иногда на поверхности встречаются лунки – дырки уходящие в ад, из которых периодически бьют “нарзаны”. В такую лунку я засунул руку по самое плечо, наковырял там крупных кристаллов, а потом мучился весь остаток дня, потому на руке остались маленькие царапины, а кожа покрылась полуторамиллиметровым слоем соли. Пришлось вылизывать себя, как кот)
Здесь неописуемо красиво, транкильные японские туристы приезжают сюда на неделю и ходят фотографировать на восходе и на закате, в ясную и в пасмурную погоду. Мы же всё время спешим.
Ещё несколько фотографий, и по машинам.
Слева слабый дождик, справа ливень, ну а мы уже в машине мчим к берегу.
Вечером будет горячий душ, ужин и общение на совершенно непонятном английском английском. Мне куда проще найти общий английский язык с индейцем, который изъясняется на кечуанском, чем с людьми, приехавшими из Лондона)
Утром позавтракаем и поедем навстречу пустыням и вулканам.
До скорых встреч.
Рубрика: Путешествия. Метки: Южная Америка, Боливия, Уюни.Продолжение: Национальный парк имени Эдуардо Абароа