12.10.2015 10:41

Палаты князя Пожарского

Текст и фото: Евгений Чесноков

Палаты князя Дмитрия Пожарского, усадьба графа Федора Ростопчина, особняк графа Василия Орлова-Денисова, дом правления Московского страхового от огня общества, здание Московского управления КГБ – всё это этапы жизни одного архитектурного памятника, дома № 14 по Большой Лубянке, который последние двадцать лет пребывает в запустении и находится в аварийном состоянии. Здание укрыто строительной сеткой, фрагменты декора фасада сложены в вестибюле, на балконе растёт кустарник, а сохранившиеся до наших дней старинные интерьеры могут быть утрачены, если сюда не придут реставраторы.

Палаты князя Пожарского

9 октября «Архнадзор» при поддержке Мосгорнаследия и ООО «Карс» организовал пресс-тур в палаты князя Пожарского на Большой Лубянке. Особняк осмотрели завотделом Мосгорнаследия Михаил Голубев, представители ООО «Карс» Михаил Крунов и Андрей Жмаков, координаторы «Архнадзора» Рустам Рахматуллин и Константин Михайлов. Вердикт представительной делегации однозначен: «федеральные власти должны завершить брошенный на полпути процесс возвращения памятника в госсобственность».

Истоки сложившейся ситуации уходят в лихие девяностые. Пока здание находилось на балансе органов государственной безопасности, в нём были люди, его содержали, ремонтировали. К слову, благополучные боковые флигели сейчас занимают ФСБ России и коммерческие структуры, а вот бесхозной осталась только центральная часть. В 1990 году особняк был приватизирован Инкомбанком, но банки и ООО здесь не прижились, здание дважды перепродавалось и со временем стало разрушаться. Инспектора Москомнаследия фиксировали утраты декора и интерьеров, разрушение центрального портика. В последние годы архитектурный памятник стал предметом судебных разбирательств с участием Москомнаследия и нынешнего собственника ООО «Карс», который имеет охранное обязательство проводить полный комплекс ремонтно-реставрационных работ, но всё это время бездействовал.

По логике вещей, собственник должен уплатить немалый штраф, но несовершенство законодательной системы предполагает иное развитие событий – деприватизация объекта, выкуп у собственника и последующая реставрация за счёт госбюджета. Решение суда о выкупе принято, но не реализовано, и сейчас уже собственник готов судиться с Росимуществом, испытывая сильное желание снять с себя ответственность за дальнейшую судьбу архитектурного памятника. По мнению активистов «Архнадзора», скорейшее решение вопроса и реставрация палат князя Пожарского стали бы достойным шагом в увековечивании памяти князя Пожарского, подарком москвичам ко Дню народного единства, государственного праздника, который отмечается 4 ноября.

Именно князь Дмитрий Пожарский – русский национальный герой, военный и политический деятель, глава народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов, – в начале XVII века был владельцем этих палат. Считается, что отсюда он руководил восстанием москвичей в 1611 году, на этом месте под командованием князя была отбита атака польских интервентов, засевших в Кремле и Китай-городе. Пройдя по галереям первого этажа, можно увидеть массивные стены тех самых палат.

После смерти Пожарского в 1642 году владение отошло к Голицыным, в петровское время древние стены надстроили, появился нарышкинский фасад по архитектурной моде того времени. Во второй половине XVIII века здесь размещался сначала московский Монетный двор, затем Камер-Коллегия, заведовавшая казенными сборами и доходами государства. К 1780-м годам дом переходит в частную собственность московского губернатора князя Михаила Волконского, затем к князю Прозоровскому, а в 1811 году его владельцем становится граф Фёдор Ростопчин.

В 1812 году, когда французские войска подступали к Москве, на крыльце этого дома по велению Ростопчина был совершён самосуд над купеческим сыном Верещагиным, который имел неосторожность перевести на русский крамольную статью с высказываниями Наполеона. Молодой человек был признан изменником и зарублен саблями. Этот реальный эпизод был описан в романе Льва Толстого «Война и мир». Считается, что здесь было принято решение поджечь город. Ну а Ростопчин вместе с армией покинул Москву и вернулся только после освобождения города от французов. Разорённая Москва была мрачна и безлюдна, но особняк графа уцелел во всеобщем пожаре.

В 1842 году усадьбу приобрёл герой войны, генерал от кавалерии, граф Василий Орлов-Денисов. «При входе на прекрасную чугунную лестницу поставлены две медные пушки, пожалованные императрицею Екатериной II. Хотя в первом этаже отчасти сохранилось прежнее расположение комнат, но в некоторых из них, вместо Коробовых сводов, сделаны потолки. Не распространяясь здесь о богатом и изящном убранстве, о прекрасных произведениях живописи, не можем не заметить мастерского и любопытного изображения Лейпцигской битвы, где на первом плане виден в пылу сражения граф Орлов-Денисов, решающий с лейб-казаками его жребий в виду императора Александра I, стоящего на холме. Нижний этаж, прежде составляющий подвалы с Коробовыми сводами, недавно обращен в жилые покои, где помещаются библиотека, аптека, кладовая и баня липовая, под ним находится небольшой подвал. Стиль фасада его не сходен с стилем задней части, сохранившей еще следы первоначального стиля здания, он древнее фасада, как можно судить по окнам с трехугольными сандриками и по закладенной обширной арке в средине, где, вероятно, был проезд. Такое разнообразие произведено переделкою дома князем Михаилом Никитичем Волконским около конца XVIII столетия. Сперва славный скульптор Юст, а потом Кампорези занимались украшением этих палат, где окна первого этажа не соответствуют окнам нижнего, одни с прямыми, другие с дугообразными перемычками», – так описывает здание краевед И.Снегирёв в книге «Дом графа Орлова-Денисова, прежде бывший графа Ростопчина».

В современном реестре объектов культурного наследия дом фигурирует как особняк Орлова-Денисова. Существующий ансамбль усадьбы сформировался во второй половине XIX века. По сторонам от главного дома были выстроены внушительные флигели одной высоты с центральным домом. Архитектура флигелей воспроизводит основные формы главного усадебного дома, создавая, таким образом, цельный ансамбль, отличающийся богатством и насыщенностью архитектурных форм. Центральный дом достраивался и перестраивался, как минимум три раза – в середине и в конце XVIII и во второй половине XIX веков, тем не менее основной прямоугольный двухэтажный объем здания сохранился в первоначальном виде.

С 1884 года в доме размещалось правление Московского страхового от огня общества, а после его упразднения в первые годы Советской власти – Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ), предшественник НКВД, МГБ и КГБ СССР. Уже лет двадцать залы и кабинеты пустуют. О последних владельцах дома напоминают могучие неподъёмные сейфы, немного мебели да обитые дерматином старые двери. Какое будущее уготовано старинной московской усадьбе – покажет время.

Узнайте больше. «Архнадзор» о палатах Пожарского:

Наказание компенсацией: http://www.archnadzor.ru/2009/10/03/narushitelyu-zakona-grozit-kompensatsi/

Посмотрите на палаты Пожарского: http://www.archnadzor.ru/2015/10/09/posmotrite-na-palatyi-pozharskogo/

Палаты князя Пожарского

Палаты князя Пожарского

Палаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя ПожарскогоПалаты князя Пожарского
Рубрика: Разное. Метки: Москва, архитектура.

Другие публикации