21.01.2018 10:10

Под крышей музея «Московский транспорт» собраны автораритеты всех времён и народов

Текст и фото: Евгений Чесноков

В 2015 году популярный у любителей автостарины Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу изменил концепцию и стал называться музеем «Московский транспорт». Уместить всю ретротехнику Мосгортранса на этой площадке не представляется возможным — троллейбусы не проходят в здание по высоте ворот, а для трамваев нет подъездной ветки. Сегодня в нефах бывшего гаража 4 Автокомбината по перевозке мелких грузов можно увидеть автобусы, пожарные и армейские автомобили, линейки автомобилей АЗЛК и ГАЗ, классические автомобили 1920-1970-х годов из США и Европы.

В этой фотоэкскурсии нас сопровождает сотрудник музея «Московский транспорт» Андрей Геронин, который рассказал о некоторых экспонатах. В первом зале выстроилась парадная автоклассика из частных собраний — владельцы предоставили свои раритеты по договору ответственного хранения. Просто смотрите и любуйтесь!

Следующий зал представляет продукцию Горьковского автозавода из собрания музея «Московский транспорт» (Форд А, полуторка, Эмка, Виллис и другие) и от частных коллекционеров. Малолитражные легковые автомобили «Москвич» долгое время хранились в заводском музее Автозавода имени Ленинского комсомола в павильоне «летающая тарелка» на Волгоградском проспекте, а в 2009 году были переданы в дар городу. К тому времени АЗЛК прекратил существование, оставив на память десятки образцов своей серийной продукции, раллийные машины, гоночные болиды и концептуальные модели.

Третий зал подводит посетителей непосредственно к теме московского транспорта. Здесь привлекает внимание жёлто-зелёный автобус, это переходная модель от ЗиС-155 к ЗиЛ-158, созданная в 1956 году в количестве нескольких экземпляров. В сети можно найти фотографии ржавой машины до реставрации, а сейчас автобус на ходу и, возможно, вскоре дебютирует на одном из городских парадов пассажирского транспорта.

К слову, серийное производство автобуса ЗиЛ-158 вскоре после запуска было выведено из Москвы в Ликино-Дулёво на завод ЛиАЗ, а затем и перспективный проект бескапотного грузовика передали на КамАЗ, который до сих пор успешно производит грузовые автомобили. Таким образом плановая экономика заложила мину под Завод имени Лихачёва, который к девяностым годам лишился крупных заказов, обанкротился и сегодня на месте корпусов индустриального гиганта строятся жилые кварталы.

Милицейские автомобили прежде хранились на задворках административного здания ГИБДД на Садово-Кудринской, большинство этих машин москвичи наверняка не раз видели на автомобильных парадах и выставках. Любопытно, что стандарт единой окраски милицейских машин — основной жёлтый с синей полосой по борту — был принят в середине шестидесятых годов, но в разных республиках Советского Союза оттенок мог несколько отличаться колером, где-то более лимонный, где-то более бежевый оттенок.

По утверждению сотрудников Музея ГИБДД, милицейская окраска «Запорожца» — это не фейк, такие машины эксплуатировались на Украине и использовались для патрулирования.

В четвёртом зале собрана американская автоклассика 1950-1980-х годов и несколько английских лимузинов. В пятидесятые годы американцы могли себе позволить дешёвый бензин, стоивший 10 центов за галлон, и активно принялись строить хайвэи — широкие, длинные дороги между городами. США меньше, чем европейские страны, пострадали во Второй Мировой войне, сохранили экономику, у людей были свободные деньги и в совокупности все эти условия стали предпосылками появления моды на красивые и комфортные авто с мощными двигателями. Пришлись ко двору смелые разработки дизайнеров, таких как Харли Эрл из Дженерал Моторс, который создавал концептуальные Бьюики и Кадиллаки. Именно он привнёс в автомобилестроение «авиационный стиль», который достиг апогея к 1959 году: летящая крыша, огромные плавники, большое выпуклое лобовое стекло, толстые бамперы — всё это наследие Эрла. В те времена у производителей было правило — каждый год обновлять «морду» автомобиля.

В музее «Московский транспорт» представлены и штучные работы самодельщиков, например, минивэн «Афалина», собранный из деталей ГАЗ-21 третьей серии. Мастер имел доступ к списанным автомобилям таксомоторного парка и построил вот такой гибрид для путешествий всей семьёй. Экспертиза журнала «Моделист-конструктор» имела вес и с его техническим заключением можно было смело идти в ГАИ регистрировать хенд-мейд и получать госномер. Сотни изобретателей в СССР смогли зарегистрировать свои самоделки.

Мобильный кабинет флюорографии на шасси чешской Татры, который ещё совсем недавно можно было увидеть на городских улицах. Такие фургоны приезжали на предприятия и вузы для проведения диспансеризации горожан.

В пятом нефе можно увидеть тематическое ассорти — здесь и пожарные автомобили, и автобусная экспозиция, посвящённая пятидесятилетию ЛиАЗа, и военные автомобили. Двери автобусов открыты, можно посидеть на сиденьях, осмотреть детали кабины и салона. Один из автобусов оснащён компостером для проездных талонов, в другом — касса для монет. В 2017 году был отреставрирован санитарно-эвакуационный автобус, принадлежавший МЧС. Машина выкрашена в цвет хаки, в салоне вместо пассажирских сидений закреплены носилки для пострадавших.

Рубрика: Разное. Метки: Москва, авто, музей, ретро.

Другие публикации

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.

06.07.2019 в 23:28

Сергей Собянин: «В городе можно жить здорово, долго и счастливо»


На Moscow Urban Forum Мэр Москвы Сергей Собянин и руководители городских департаментов представили некоторые итоги работы за минувшее десятилетие.

03.07.2019 в 02:48

«Город на память». 484. Перово. Музей истории войны в Афганистане


После распада СССР табу было снято и появилась возможность открыто говорить об Афганской войне.

28.06.2019 в 15:37

«Город на память». 483. Сталинки в Перово


В старину к северу от села Перово располагались обширные сельскохозяйственные и охотничьи угодья, эта местность получила название Перово поле.