21.01.2018 10:10

Под крышей музея «Московский транспорт» собраны автораритеты всех времён и народов

Текст и фото: Евгений Чесноков

В 2015 году популярный у любителей автостарины Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу изменил концепцию и стал называться музеем «Московский транспорт». Уместить всю ретротехнику Мосгортранса на этой площадке не представляется возможным — троллейбусы не проходят в здание по высоте ворот, а для трамваев нет подъездной ветки. Сегодня в нефах бывшего гаража 4 Автокомбината по перевозке мелких грузов можно увидеть автобусы, пожарные и армейские автомобили, линейки автомобилей АЗЛК и ГАЗ, классические автомобили 1920-1970-х годов из США и Европы.

В этой фотоэкскурсии нас сопровождает сотрудник музея «Московский транспорт» Андрей Геронин, который рассказал о некоторых экспонатах. В первом зале выстроилась парадная автоклассика из частных собраний — владельцы предоставили свои раритеты по договору ответственного хранения. Просто смотрите и любуйтесь!

Следующий зал представляет продукцию Горьковского автозавода из собрания музея «Московский транспорт» (Форд А, полуторка, Эмка, Виллис и другие) и от частных коллекционеров. Малолитражные легковые автомобили «Москвич» долгое время хранились в заводском музее Автозавода имени Ленинского комсомола в павильоне «летающая тарелка» на Волгоградском проспекте, а в 2009 году были переданы в дар городу. К тому времени АЗЛК прекратил существование, оставив на память десятки образцов своей серийной продукции, раллийные машины, гоночные болиды и концептуальные модели.

Третий зал подводит посетителей непосредственно к теме московского транспорта. Здесь привлекает внимание жёлто-зелёный автобус, это переходная модель от ЗиС-155 к ЗиЛ-158, созданная в 1956 году в количестве нескольких экземпляров. В сети можно найти фотографии ржавой машины до реставрации, а сейчас автобус на ходу и, возможно, вскоре дебютирует на одном из городских парадов пассажирского транспорта.

К слову, серийное производство автобуса ЗиЛ-158 вскоре после запуска было выведено из Москвы в Ликино-Дулёво на завод ЛиАЗ, а затем и перспективный проект бескапотного грузовика передали на КамАЗ, который до сих пор успешно производит грузовые автомобили. Таким образом плановая экономика заложила мину под Завод имени Лихачёва, который к девяностым годам лишился крупных заказов, обанкротился и сегодня на месте корпусов индустриального гиганта строятся жилые кварталы.

Милицейские автомобили прежде хранились на задворках административного здания ГИБДД на Садово-Кудринской, большинство этих машин москвичи наверняка не раз видели на автомобильных парадах и выставках. Любопытно, что стандарт единой окраски милицейских машин — основной жёлтый с синей полосой по борту — был принят в середине шестидесятых годов, но в разных республиках Советского Союза оттенок мог несколько отличаться колером, где-то более лимонный, где-то более бежевый оттенок.

По утверждению сотрудников Музея ГИБДД, милицейская окраска «Запорожца» — это не фейк, такие машины эксплуатировались на Украине и использовались для патрулирования.

В четвёртом зале собрана американская автоклассика 1950-1980-х годов и несколько английских лимузинов. В пятидесятые годы американцы могли себе позволить дешёвый бензин, стоивший 10 центов за галлон, и активно принялись строить хайвэи — широкие, длинные дороги между городами. США меньше, чем европейские страны, пострадали во Второй Мировой войне, сохранили экономику, у людей были свободные деньги и в совокупности все эти условия стали предпосылками появления моды на красивые и комфортные авто с мощными двигателями. Пришлись ко двору смелые разработки дизайнеров, таких как Харли Эрл из Дженерал Моторс, который создавал концептуальные Бьюики и Кадиллаки. Именно он привнёс в автомобилестроение «авиационный стиль», который достиг апогея к 1959 году: летящая крыша, огромные плавники, большое выпуклое лобовое стекло, толстые бамперы — всё это наследие Эрла. В те времена у производителей было правило — каждый год обновлять «морду» автомобиля.

В музее «Московский транспорт» представлены и штучные работы самодельщиков, например, минивэн «Афалина», собранный из деталей ГАЗ-21 третьей серии. Мастер имел доступ к списанным автомобилям таксомоторного парка и построил вот такой гибрид для путешествий всей семьёй. Экспертиза журнала «Моделист-конструктор» имела вес и с его техническим заключением можно было смело идти в ГАИ регистрировать хенд-мейд и получать госномер. Сотни изобретателей в СССР смогли зарегистрировать свои самоделки.

Мобильный кабинет флюорографии на шасси чешской Татры, который ещё совсем недавно можно было увидеть на городских улицах. Такие фургоны приезжали на предприятия и вузы для проведения диспансеризации горожан.

В пятом нефе можно увидеть тематическое ассорти — здесь и пожарные автомобили, и автобусная экспозиция, посвящённая пятидесятилетию ЛиАЗа, и военные автомобили. Двери автобусов открыты, можно посидеть на сиденьях, осмотреть детали кабины и салона. Один из автобусов оснащён компостером для проездных талонов, в другом — касса для монет. В 2017 году был отреставрирован санитарно-эвакуационный автобус, принадлежавший МЧС. Машина выкрашена в цвет хаки, в салоне вместо пассажирских сидений закреплены носилки для пострадавших.

Рубрика: Разное. Метки: Москва, авто, музей, ретро.

Другие публикации

18.01.2019 в 14:43

«Город на память». 428. Тверская улица и кинотеатр «Россия»


В 1961 году на бывших землях Страстного монастыря был построен крупнейший в столице кинотеатр «Россия».

18.01.2019 в 10:53

Офелия здесь больше не живёт


Пьеса-сон «Ophelia is calling» в пустом театре, находящемся на грани между «заброшено» и «на ремонте». Сон на грани пробуждения.

18.01.2019 в 03:33

«Город на память». 427. Тверская улица и Пушкинская площадь


Бронзовый Пушкин работы Александра Опекушина стал одним из символов Москвы, но привычное нам место на Пушкинской площади скульптура заняла не сразу.

16.01.2019 в 12:30

«Город на память». 426. Тверская улица, Страстной монастырь, «Известия»


Складывавшийся веками архитектурный ансамбль Страстного монастыря был разрушен при советской власти, чуть раньше на площади выросло здание газеты «Известия».

15.01.2019 в 12:18

Новогодняя Москва


Каждый год с середины декабря улицы и площади Москвы преображаются к наступающему Новому году и Рождеству. Этот год не стал исключением:

15.01.2019 в 00:59

«Город на память». 425. Тверская улица и квартира Солженицына


Квартиры в престижных сталинках на улице Горького получали граждане непростые, на фасадах зданий можно увидеть десятки мемориальных досок в память об известных людях.

14.01.2019 в 14:55

«Город на память». 424. Тверская улица и Юрий Долгорукий


Площадь обрела современный вид в 1954 году, когда на высоком постаменте воцарился князь Юрий Долгорукий, а до революции здесь стоял памятник генералу Михаилу Скобелеву.

14.01.2019 в 02:18

«Город на память». 423. Тверская улица и Телеграф


К власти пришли большевики со своими планами застройки главной московской улицы и на пустыре выросла громадина Центрального телеграфа.

13.01.2019 в 17:03

«Город на память». 422. Тверская улица театральная


Главная московская улица не могла обойтись без храмов Мельпомены, в самом начале Тверской находятся два театра - Театр имени Ермоловой и МХТ имени Чехова.

13.01.2019 в 15:51

«Город на память». 421. Тверская улица (улица Горького)


Известная с XII века дорога на Тверь со временем превратилась в главную улицу Москвы.

09.01.2019 в 15:30

Паломническая экскурсия «Москва Ивана Калиты»


Паломническая экскурсия на мотоциклах. Почему бы и нет?

01.01.2019 в 04:08

«Город на память». 420. Ходынский бульвар


Ходынский бульвар двухкилометровой дугой огибает территорию бывшего Центрального аэродрома имени Фрунзе.

30.12.2018 в 18:22

«Город на память». 419. Чемпионат мира по футболу-2018


Главным событием 2018 года стало проведение в России Чемпионата мира по футболу ФИФА.

28.12.2018 в 18:44

«Город на память». 418. Ваганьковское кладбище


Официальная дата основания Ваганьковского кладбища - 1771 год, когда в городе свирепствовала чума и для погребения умерших были выделены участки за пределами города.

28.12.2018 в 18:00

«Город на память». 417. Улица Красная Пресня


К причинам восстания рабочих в 1905 году историки относят промышленный спад в России, неурожай, бедность значительной части населения, отсутствие гражданских свобод.

28.12.2018 в 17:27

«Город на память». 416. Улица 1905 года


Пресня - пролетарский район и, помимо наиболее известной Прохоровской мануфактуры, здесь было немало других предприятий, например, фабрика Мамонтовых (завод «Лакокраска»)