21.01.2018 10:10

Под крышей музея «Московский транспорт» собраны автораритеты всех времён и народов

Текст и фото: Евгений Чесноков

В 2015 году популярный у любителей автостарины Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу изменил концепцию и стал называться музеем «Московский транспорт». Уместить всю ретротехнику Мосгортранса на этой площадке не представляется возможным — троллейбусы не проходят в здание по высоте ворот, а для трамваев нет подъездной ветки. Сегодня в нефах бывшего гаража 4 Автокомбината по перевозке мелких грузов можно увидеть автобусы, пожарные и армейские автомобили, линейки автомобилей АЗЛК и ГАЗ, классические автомобили 1920-1970-х годов из США и Европы.

В этой фотоэкскурсии нас сопровождает сотрудник музея «Московский транспорт» Андрей Геронин, который рассказал о некоторых экспонатах. В первом зале выстроилась парадная автоклассика из частных собраний — владельцы предоставили свои раритеты по договору ответственного хранения. Просто смотрите и любуйтесь!

Следующий зал представляет продукцию Горьковского автозавода из собрания музея «Московский транспорт» (Форд А, полуторка, Эмка, Виллис и другие) и от частных коллекционеров. Малолитражные легковые автомобили «Москвич» долгое время хранились в заводском музее Автозавода имени Ленинского комсомола в павильоне «летающая тарелка» на Волгоградском проспекте, а в 2009 году были переданы в дар городу. К тому времени АЗЛК прекратил существование, оставив на память десятки образцов своей серийной продукции, раллийные машины, гоночные болиды и концептуальные модели.

Третий зал подводит посетителей непосредственно к теме московского транспорта. Здесь привлекает внимание жёлто-зелёный автобус, это переходная модель от ЗиС-155 к ЗиЛ-158, созданная в 1956 году в количестве нескольких экземпляров. В сети можно найти фотографии ржавой машины до реставрации, а сейчас автобус на ходу и, возможно, вскоре дебютирует на одном из городских парадов пассажирского транспорта.

К слову, серийное производство автобуса ЗиЛ-158 вскоре после запуска было выведено из Москвы в Ликино-Дулёво на завод ЛиАЗ, а затем и перспективный проект бескапотного грузовика передали на КамАЗ, который до сих пор успешно производит грузовые автомобили. Таким образом плановая экономика заложила мину под Завод имени Лихачёва, который к девяностым годам лишился крупных заказов, обанкротился и сегодня на месте корпусов индустриального гиганта строятся жилые кварталы.

Милицейские автомобили прежде хранились на задворках административного здания ГИБДД на Садово-Кудринской, большинство этих машин москвичи наверняка не раз видели на автомобильных парадах и выставках. Любопытно, что стандарт единой окраски милицейских машин — основной жёлтый с синей полосой по борту — был принят в середине шестидесятых годов, но в разных республиках Советского Союза оттенок мог несколько отличаться колером, где-то более лимонный, где-то более бежевый оттенок.

По утверждению сотрудников Музея ГИБДД, милицейская окраска «Запорожца» — это не фейк, такие машины эксплуатировались на Украине и использовались для патрулирования.

В четвёртом зале собрана американская автоклассика 1950-1980-х годов и несколько английских лимузинов. В пятидесятые годы американцы могли себе позволить дешёвый бензин, стоивший 10 центов за галлон, и активно принялись строить хайвэи — широкие, длинные дороги между городами. США меньше, чем европейские страны, пострадали во Второй Мировой войне, сохранили экономику, у людей были свободные деньги и в совокупности все эти условия стали предпосылками появления моды на красивые и комфортные авто с мощными двигателями. Пришлись ко двору смелые разработки дизайнеров, таких как Харли Эрл из Дженерал Моторс, который создавал концептуальные Бьюики и Кадиллаки. Именно он привнёс в автомобилестроение «авиационный стиль», который достиг апогея к 1959 году: летящая крыша, огромные плавники, большое выпуклое лобовое стекло, толстые бамперы — всё это наследие Эрла. В те времена у производителей было правило — каждый год обновлять «морду» автомобиля.

В музее «Московский транспорт» представлены и штучные работы самодельщиков, например, минивэн «Афалина», собранный из деталей ГАЗ-21 третьей серии. Мастер имел доступ к списанным автомобилям таксомоторного парка и построил вот такой гибрид для путешествий всей семьёй. Экспертиза журнала «Моделист-конструктор» имела вес и с его техническим заключением можно было смело идти в ГАИ регистрировать хенд-мейд и получать госномер. Сотни изобретателей в СССР смогли зарегистрировать свои самоделки.

Мобильный кабинет флюорографии на шасси чешской Татры, который ещё совсем недавно можно было увидеть на городских улицах. Такие фургоны приезжали на предприятия и вузы для проведения диспансеризации горожан.

В пятом нефе можно увидеть тематическое ассорти — здесь и пожарные автомобили, и автобусная экспозиция, посвящённая пятидесятилетию ЛиАЗа, и военные автомобили. Двери автобусов открыты, можно посидеть на сиденьях, осмотреть детали кабины и салона. Один из автобусов оснащён компостером для проездных талонов, в другом — касса для монет. В 2017 году был отреставрирован санитарно-эвакуационный автобус, принадлежавший МЧС. Машина выкрашена в цвет хаки, в салоне вместо пассажирских сидений закреплены носилки для пострадавших.

Рубрика: Разное. Метки: Москва, авто, музей, ретро.

Другие публикации

17.06.2019 в 16:37

«LADOGA TROPHY’19»: бездорожье мирового класса


8-16 июня в Приладожье состоялся крупнейший внедорожный фестиваль «LADOGA TROPHY’19».

16.06.2019 в 17:19

«Город на память». 481. Люблино спальное


Современный район Люблино, в котором проживает свыше 170 000 человек, вырос из небольшого одноимённого села.

15.06.2019 в 21:35

«Город на память». 480. Люблино сталинское


Московская улица - главная улица города Люблино - в 1930-1950-е годы застраивалась жилыми домами для сотрудников станции, депо и Люблинского литейно-механического завода.

11.06.2019 в 00:43

«Город на память». 478. Сталинки на Октябрьском Поле


В 1930-е годы московские власти отказались от дальнейшей постройки конструктивистских рабочих городков и принялись возводить куда более комфортные ведомственные дома.

31.05.2019 в 10:43

Дрифт продолжается


25-26 мая на рязанской трассе "Атрон" прошёл второй этап Гран-При Российской Дрифт-Серии.

28.05.2019 в 16:01

Самолеты, вертолеты, змеи и детская радость в подмосковном небе


25 и 26 мая на аэродроме «Черное» прошел единственный в России фестиваль, целиком и полностью связанный с небом – «Небо: теория и практика».

03.05.2019 в 14:26

Промонстрировали всё, что хотели


Что творилось на Монстрациях в Москве и Воронеже.

26.04.2019 в 18:34

Auto Tuning Show 2019


Auto Tuning Show 2019 открыла двери 20-21 апреля в КВЦ Сокольники.

15.04.2019 в 14:54

Москвичи выступили против строительного произвола


Активисты и неравнодушные горожане собрались на митинге «Защитим Москву».

27.03.2019 в 09:55

«Город на память». 441. ВСХВ-ВДНХ СССР. Центральный павильон


В детском возрасте в этом павильоне было скучно, а позже - противно: за роскошными фасадами обосновался не внушающий доверия азиатский вещевой рынок. А что сейчас?

25.03.2019 в 11:35

«Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход


Ежегодно ВДНХ посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход - триумфальную арку с барельефами и скульптурами.

23.03.2019 в 22:31

«Город на память». 439. ВСХВ-ВДНХ СССР. Северный вход


Уникальный архитектурный ансамбль, сложившийся в 1939-1954 годах, расположен в Останкино на обширном пространстве, в разные периоды называвшемся ВСХВ-ВДНХ СССР-ВВЦ.

19.03.2019 в 10:28

Представление без слов, или новое BMW 3 Серии


14 марта BMW Advance совместно с модным брендом Ponomarev организовали премьеру нового BMW 3 серии и презентовали уникальную коллекцию одежды.

15.03.2019 в 12:29

Токийские волки в погоне за горизонтом


Не важно, который раз вы пришли на наш концерт, но пока нам всем нравится рок-н-ролл - мы друзья!

12.03.2019 в 18:04

Двери Земли


Большая персональная выставка художницы Марии Комысы.

12.03.2019 в 17:18

Постановка «Про мою маму и про меня»


В минувшие выходные, жительниц СВАО поздравили бесплатным спектаклем по пьесе известного драматурга Елены Исаевой.