Раньше я не понимал россиян, которые приезжали в Беларусь и восхищались здешней чистотой и порядком. Сейчас, поколесив по России, я приехал к родителям и тоже удивился, как тут у нас чисто по сравнению с российским городами. Но, всё это «пыль в глаза», на самом деле белорусский порядок напоминает сметание мусора под ковёр. Стоит выйти из чистого двора или отойти на несколько метров от центра парка, как оказываешься в точно такой же России с засраными берегами рек и свалками мусора на краю леса.
Но сегодня не об этом. Сейчас я хочу рассказать о том, как мы совершили дружественный визит в вымышленную страну, с которой белорусская и российская армии воевали осенью 2017 года. Мы едем в Вейшнорию!
Здесь у меня сложилось впечатление, что вейшнорцы устроены по-другому, и мусор они стараются не прятать под ковром, а собирать раздельно для последующей переработки.
Итак, гулять сегодня будем по улицам города Глубокое. Город удивил меня и сейчас, и даже лет 20 назад, когда я здесь оказался впервые.
Да, в наши дни большой проблемой является облицовка домов пластиковым сайдингом, но и тогда, и сейчас гордые вейшнорцы отличались от остального населения страны тем, что у них перед домами были ровные (не покосившиеся) и невысокие (не больше метра) заборы, через которые видны ухоженные палисадники с цветочными клумбами и прочие грядки-парники.
Глубокое – город небольшой, здесь живёт меньше 20 тысяч человек. И тут до сих пор живы различные традиции. Вот, например, мы встретили проводы в последний путь умершего. Родные, близкие и соседи покойного прошли траурным шествием до конца улицы, где уже погрузились в автомобили. Раньше такие процессии доходили до самого кладбища, но сейчас и движение на дорогах оживлённое, да и кладбища выносятся подальше за город.
Возвращаясь к заборам. Думаю, на центральной улице их массово заменили к какому-то празднику вроде Дня письменности, когда в город съезжались различные чиновники со столицы. Поэтому здесь они все одинаковые, но на других улицах тоже всё хорошо и без государственных интервенций.
В Глубоком действует несколько маршрутов автобусов, можно удобно перемещаться на велосипедах, но основным транспортом горожан, всё же, остаётся личный автомобиль. Говорят, в час-пик на одном из двух светофоров даже собирается огромная пробка метров на 200 в длину.
На заборе висит нарисованная вишенка. А дело в том, что Глубокое – вишнёвая столица Беларуси. Уже пять лет подряд в июле здесь проводится «Вишнёвый фестиваль».
Абсолютное большинство домов в Глубоком 1-2 этажные. Есть пара микрорайонов с пятиэтажками. В центре города находится два небоскрёба – семиэтажный «белый дом», где заседает городская администрация, и водонапорная башня с часами.
Напротив исполкома раскинулась городская площадь, где по праздникам устраивают концерты. А за площадью начинается спуск к озеру, давшему имя городу. Раньше, когда город только зарождался, озеро называлось Глубокое, но уже ближе к современности было арендовано еврейской общиной, и стало называться Кагальным.
По периметру Кагального озера благоустроены дорожки, лавочки и прочие причалы. По всему городу расставлены контейнеры для сбора перерабатываемого пластика. Сортировать мусор тут начали благодаря программе поддержки Евросоюза. Поначалу пластиковые бутылки собирали в школах, как макулатуру в советское время, сейчас уже все привыкли и сами относят в ближайшие контейнеры.
Глубокое – родина выдающегося авиаконструктора Павла Сухого. Прожил Сухой тут совсем недолго, но теперешние глубочане уцепились за земляка обеими руками. Одна из трёх школ города носит его имя, и на данный момент в Глубоком установлено три самолёта – один на въезде в город, один у первой школы, и один в парке Победы. Вот, его только недавно притащили сюда и красят ко Дню Победы.
Кроме самолёта в парке выставлено много другой военной техники, которая нравится детям. Круто, что во всяких БТРах не заварены люки, и можно в них залазить. Но, плохо, что в парке нет общественного туалета, поэтому во многих боевых машинах уже насрано.
Ну, а мы двигаемся дальше по центральной улице города.
Улица Ленина заканчивается треугольной площадью, которая должна быть главной площадью города. Раньше она называлась Кафедральной. Судя по открыткам межвоенного периода, носила имя 3 мая – в память о первой в Европе конституции, принятой в Речи Посполитой в 1791 году. Сейчас же площадь называется в честь дня вступления Советского Союза во Вторую мировую войну – 17 сентября. До начала Великой Отечественной было ещё более полутора лет.
Доминантами площади являются собор Рождества Пресвятой Богородицы (бывший костёл кармелитов) и костёл Святой Троицы. Справа виднеется Кагальное озеро.
Собор был построен в 17 веке, в середине 18 перестроен в стиле виленского барокко выдающимся архитектором своего времени Яном Глаубицем – автором проекта полоцкой Софии и множества других шедевров в Беларуси и Литве. По городской легенде Наполеон в 1812 году, побывав в Глубоком, очень жалел, что не может перенести собор в Париж, так он прекрасен.
Раз уж поднялись в небо, давайте ещё немного осмотримся по сторонам.
Огромную территорию центра города занимает бывший консервный завод. Надо его выгонять отсюда вместе с милицией, растянувшей колючку вдоль высокого забора прямо на площади.
Заодно с площади нужно изгнать и автомобильное движение.
Отлетим немного в сторону. Отсюда виден практически весь город. Можно разглядеть силуэт собора, справа от него Кагальное озеро, ближе к нам – Великое. Вообще, озёр здесь много.
Так выглядят улицы «спальных» районов Глубокого.
А это пример двора рядового глубочанина. Дом, баня с сараем, газон с плодовыми деревьями, да парники с грядками.
Вернёмся на землю.
При теперешнем православном соборе раньше был ещё и монастырь, в корпусах которого, как раз, наверное, и останавливался Наполеон. Здесь же судили и заключали в подвалы участников освободительного восстания в 30-е годы 19-го столетия. До наших дней дошёл один из корпусов монастыря.
Но стоит он заброшенный в ужасном состоянии.
С церковного двора виднеются башни костёла.
А если взглянуть в другую сторону, то там идёт нормальная цивилизованная жизнь.
Как я уже говорил, мы в вишнёвой столице. Всё цветёт.
На площади 17 сентября запрещено выгуливать собак, курить и распивать спиртные напитки.
Здесь обустроена аллея знаменитых земляков.
А ещё тут стоит памятник основателю Христианства.
Раньше на площади был ещё памятник кривоногому Ленину, но его зачем-то «декоммунизировали». Говорят, отправили на реставрацию, и не вернули.
А мы продолжаем прогулку. Идём к памятнику Тому Самому Мюнхгаузену.
Памятник установлен рядом с кладбищем, на котором покоится, возможно, родственник этого персонажа, а может, и нет. Не важно :)
Из достопримечательностей на кладбище – часовня святого Ильи.
И мемориальная колонна в честь конституции 3 мая. На колонне живут аисты, но заметив меня, они спрятались в гнезде.
В нижней части холма находится польское военное кладбище, которое сейчас на реконструкции.
Ну, что же, пора закругляться и двигаться к дому. По дороге любуясь старинными домиками.
Ближе к концу прогулки обнаружили общественный туалет, которого так не хватает в парке Победы. Он стоит на берегу Кагального озера. На удивление, в нём было вполне чисто. Вейшнорцы обладают уникальной сверхспособностью попадать в дырку!
Ещё один самолёт. Тот, что установлен возле первой школы.
Ну и всё. На этом прогулка по Глубокому закончена.
Конечно, здесь ещё далеко не рай, но вейшнорцы идут верной дорогой. Вы крутые. Продолжайте борьбу! :)
Рубрика: Путешествия. Метки: архитектура, прогулка, город.