8 марта 2012 года
«Город на память». 007. Фабрика «Красный Октябрь»
Территория бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» занимает площадь в пять гектаров земли в самом центре Москвы, на стрелке Болотного острова. Корпуса фабрики из красного кирпича (тогда ещё называвшейся по фамилии основателя «Эйнемъ») были возведены в 1885 году. Ещё пять лет назад носы горожан обоняли сладкие запахи ванили, какао и других кондитерских ингредиентов, но в 2007-м производство было перемещено в район Красносельской улицы, а в старых зданиях обосновались арт-проекты, редакции, галереи.
Основатель фабрики немец Фердинанд Теодор фон Эйнем приехал в Москву из Берлина в 1850 году в надежде начать свое дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет. В 1857 году Эйнем встречает своего будущего компаньона Юлиуса Гейса, обладавшего незаурядным талантом бизнесмена. Вдвоем они действовали более уверенно и, накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину, приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867».
Компаньоны соорудили первое трехэтажное здание на Софийской набережной. Когда же производство расширилось, на Берсеневской набережной было начато строительство более просторных зданий с многочисленными цехами и служебными помещениями, крытыми переходами из корпуса в корпус. Строительство было завершено в 1885 году. Окончательно ансамбль фабрики сформировался после возведения в 1906 году Карамельного цеха по проекту Александра Калмыкова, одного из архитекторов здания Третьяковской галереи, и в 1910 Шоколадного корпуса. В 1911 году со стороны Берсеневской набережной к ним был пристроен Административный корпус также по проекту Калмыкова.
Смотрите старые фотографии: Фабрика «Эйнем». 1910 год: https://pastvu.com/p/20786
Превосходное качество кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.
После Октябрьской революции, в 1918 году, фабрика была национализирована, и в этом же году получила название «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнем», а в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь».
В годы Великой Отечественной войны выпуск кондитерских изделий был практически свернут, производство было переоснащено на выпуск военной продукции: выпускались концентраты каш и несколько видов шоколада с повышенным содержанием кофеина для лётчиков и подводников.
Смотрите старые фотографии: Фабрика «Красный Октябрь». 1947 год: https://pastvu.com/p/88909
Смотрите старые фотографии: В шоколадном цеху. 1971 год: https://pastvu.com/p/492540
Смотрите старые фотографии: Фабрика «Красный Октябрь». 1999 год: https://pastvu.com/p/35840
В 1960-е годы на фабрике была произведена существенная модернизация, включавшая увеличение этажности существовавших зданий. В результате появились новые производственные площади и фабрика приняла сегодняшние архитектурные очертания, которые так великолепно смотрятся с Крымского моста, украшая собой панораму стрелки Москвы-реки и отводного канала.
В 2007 году кондитерское производство было выведено из центра Москвы. В настоящее время «Красный Октябрь» располагается на Красносельской улице и вместе с фабриками «Бабаевский» и «Рот Фронт» входит в холдинг «Объединённые кондитеры».
В исторических фабричных корпусах на Берсеневской обосновались художественные галереи, арт-проекты, клубы. Самым первым в 2004 году в гаражах «Красного Октября» возник культурный центр «АРТСтрелка», просуществовавший пять лет. В 2009 году на месте «АРТСтрелки» был основан некоммерческий международный образовательный проект — Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
На стрелке когда-то располагалась территория Императорского яхт-клуба. Здание было построено в 1893 году, сейчас находится на реконструкции.
Памятник Петру I (официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота») работы Зураба Церетели был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москва-реки и Водоотводного канала. Общая высота памятника 98 метров, это самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире.
Памятник Петру в техническом плане представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал. Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый из них сплетён из нескольких тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность. Паруса имеют внутри пространственный металлический каркас (для уменьшения веса), они изготовлены из меди методом выколотки.
На проектирование и строительство памятника ушёл год, только возведение гигантского бронзового царя обошлось в 15-20 миллионов долларов. «Гулливер Пётр в лилипутской лодке» (как воспел сей памятник Юрий Шевчук) вызвал практически единодушное отторжение в кругах общественности и архитекторов в связи со своим внешним видом и отсутствием ценности для города. Как указывают знатоки морской истории, при создании памятника допущен ряд неточностей. По публикациям российских СМИ, данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить разным странам в начале 1990-х гг. В 2008 году по итогам голосования на сайте «Виртуальный турист» памятник вошёл в список самых уродливых строений мира.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, город на память.